Турция: как долго продержится многовекторность?

Государственные банки Турции вслед за частными отказались от российской платежной системы «МИР».

Крупнейшие частные банки республики Isbank и Denizbank, а вслед за ними и государственные Halkbank, VakifBank и Ziraat Bank больше не принимают российские карты «МИР», что вызвало немалое удивление у туристов, которые уже находятся в Турции. Причина – заявление Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC, правительственное учреждение США, которое осуществляет надзор за политикой санкций). Недавно оно предостерегло финансовые учреждения третьих стран от заключения новых соглашений или расширения существующих с российской платежной системой, в противном случае организации попадут под вторичные санкции.

foto

nowturkey.ru

Напомним: 15 сентября OFAC ясно дало понять, что расценивает недавние усилия России по расширению использования сети платежных карт «Мир» как попытку обойти санкции. Таким образом, те, кто, по мнению США, поддерживает такие усилия, могут столкнуться с ограничениями в соответствии с американским законодательством о санкциях против «вредной российской внешней политики». Пора бы, думается, уже и России ввести запреты на поставки в США и другие недружественные страны жизненно важных для них товаров (например, титана и ядерного топлива) и принять аналогичный закон. Но это так, лирическое отступление.

Справедливости ради Турция – не единственная, кто отказывается от работы с системой «Мир». Казахстан, Вьетнам также приостановили прием российских карт. Аналитики считают, что в обозримом будущем этот список государств лишь будет расти.

На официальном сайте «Мира» в разделе «География» с 21 сентября значится лишь Россия. Тогда как ранее там упоминались помимо уже названных стран также Абхазия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия, Южная Корея и, конечно, Турция.

Турки были бы не турками, если бы не имели «план Б». В Анкаре уже разрабатывают «билетную карту» для туристов из России. Ее можно будет использовать в ресторанах, магазинах, музеях и т.д. Деньги при этом будут списываться с туристического оператора, а не путешественников. Впрочем, пока не уточняется, будут ли «билеты» предоплаченными или, напротив, оплачиваться туристами постфактум. Возможно, необходимые суммы будут сразу списываться оператором с российских счетов туристов. Вопрос комиссий и стоимости подобных услуг пока также не раскрывается.

Многовекторность политики Анкары уже давно стала поводом для насмешек. Кто-то, напротив, ей восхищается.

Так, Турция заявила, что рассматривает покупку российских военных самолетов, если США откажут им в продаже F-16. Ранее были разговоры о покупке Су-57 вместо F-35.

В Анкаре заявили, что не поддержат и не признают референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Но, тем не менее, турки готовы стоить у себя российскую атомную станцию, осуществлять транзит российского газа в Европу.

В данном контексте эксперты британского аналитического центра Economist Intelligence Unit (EIU) подчеркивают, что США и ЕС продолжат усиливать давление на Турцию с целью принятия санкций против России в ближайшие месяцы. Однако в Брюсселе опасаются, что Анкара может использовать и свои рычаги для «ответного удара». Речь, само собой, про управление миграционными потоками.

Сегодня более 40 тысяч беженцев из Сирии продолжают свой поход в европейские страны, в первую очередь – Германию. Сами участники «конвоя свободы» и вовсе говорят, что их не менее 100 тысяч. Они намерены прорваться через турецко-греческую границу и искать лучшей жизни в государствах-членах ЕС, а также Великобритании.

Несомненно, Анкара постарается максимально использовать данный факт в переговорах с европейцами, как она уже неоднократно делала ранее. Особенно учитывая тот факт, что в Брюсселе сегодня не могут обеспечить своих граждан теплом и светом… Во всяком случае, по адекватным ценам…

Впрочем, и у европейцев, и у американцев также есть способы надавить на Анкару. Главным образом – в экономической сфере, которая на фоне приближения президентских и парламентских выборов в 2023 году становится все более актуальной.

Санкции, которые были введены против Турции после ее действий в Ливии и Средиземном море, сильно ударили не только по военно-промышленному комплексу, который лишился поставок большого числа запчастей и деталей. Ограничения затрагивают и турецких бизнесменов, чиновников, компаний.

Как итог этих мер, экономика республики переживает едва ли не худшие времена в своей истории.

Рост потребительских цен в среднем значительно превысил целевой показатель инфляции Центробанка Турции (CBRT) в 5,0%: 15,5% в годовом исчислении. Потребительское доверие близко к рекордным минимумам, а доверие к реальной экономике пошатнулось. Центральный банк отметил в протоколе заседания, что «опережающие показатели за третий квартал продолжают указывать на потерю импульса в экономической активности из-за снижения внешнего спроса».

Инфляция в стране, как сообщил в августе Институт статистики страны, перевалила за 80% в годовом исчислении, и эксперты ожидают, что рост продолжится.

Турецкие банки продолжают взимать с домохозяйств значительные спреды по кредитам, при этом последние данные CBRT (8 сентября) показывают: домохозяйства платили процентные ставки в среднем на уровне 30,8%. Это привело к тому, что ставки по потребительским кредитам лишь незначительно отреагировали на снижение ставки в августе. Аналогичная динамика сохранялась и с коммерческими кредитами.

Однако 20 августа Центробанк ввел правила, касающиеся банковского кредитования фирм. Теперь банки должны держать ценные бумаги, деноминированные в лирах, на сумму 20% от суммы кредита в CBRT, если ставка по кредиту превышает базовую ставку х1,4 и 90%, если она превышает базовую ставку х1,8. Данные показывают, что это немедленно снизило средние ставки, согласованные по коммерческим кредитам, примерно с 26% (на 21 августа) до 21% (на 8 сентября).

Таким образом, как отмечают в EIU, снижение процентной ставки должно снизить стоимость кредитования для фирм. Тем не менее, аналитики скептически относятся к возможности новых стимулов помочь банкам кредитовать фирмы по этим ставкам. В перспективе это может привести к кредитным проблемам во всей экономике.

Аналитики Business Monitor International (BMI), структурного подразделения Fitch Solutions, считают, что до выборов 2023 года турецкие власти продолжат ведение неортодоксальной денежно-кредитной политики, а после Центральный банк вернется к ортодоксальным методам и начнет повышать ставки.

Эксперты также отмечают, что в ближайшей перспективе CBRT может пойти на цикл значительных повышений ключевой ставки, что потребует от банков увеличения стоимости заимствований.

Турецкую лиру также ждут непростые времена. Впрочем, она давно уже бьет один антирекорд за другим. Средний обменный курс в 2023 году по прогнозам составит около 21,50 TRY/USD.

Несмотря на определенный рост турецкого экспорта – до 13,1% в годовом исчислении –, дефицит торгового баланса продолжает расти, в том числе за счет подорожания энергоносителей. В августе цены на них увеличились на 162%.

Экономика Турции – одна из главных проблем Эрдогана и Партии справедливости и развития (ПСР) на фоне приближающихся выборов. Никакие внешние победы не перекроют социальные проблемы населения, расслоение общества и падение доходов. Особенно если это напрямую бьет по кошелькам простых турок.

Это понимают и в США, и в государствах ЕС, которым все сложнее вести дела с Турцией, стремящейся «усидеть на двух стульях» – получать выгоду и от Вашингтона, и от Берлина, Лондона, Парижа, а также от Москвы.

Мир стремительно меняется и Анкаре рано или поздно придется сделать выбор между Западом и условным Востоком. В противном случае Турция в 2023 году рискует повторить судьбу многих государств, попытавшихся вести собственную игру в обход Соединенных Штатов. К тому же американцев уже давно раздражает турецкий лидер.   

Особенно после того, как Анкара все же купила российские системы ПВО С-400.

С другой стороны, на Востоке также назрела определенная усталость от маневров Анкары. Так, на недавнем саммите Шанхайской Организации Сотрудничества Эрдогану открыто намекнули: чтобы вступить в объединение, придется выйти из НАТО.

«У нас есть положения о приеме новых членов, которые предусматривают ряд критериев, среди которых принадлежность Евроазиатскому региону, активное поддержание активных дипломатических и торгово-экономических отношений и культурных связей с государствами – членами ШОС, отсутствие конфликтов как с государствами ШОС, так и невовлеченность во внешние конфликты, отсутствие санкций Совбеза ООН, но и неучастие в деятельности и блоках, враждебных или направленных против членов ШОС», – заявил спецпредставитель Президента РФ по делам ШОС, посол по особым поручениям МИД России Бахтиер Хакимов.

В сложившихся условиях у Эрдогана и ПСР остается все меньше пространства для маневра. И какой бы выбор власти страны не сделали, будь то Вашингтон или Москва, часть избирателей сочтет это если не предательством, то как минимум ошибкой.

Есть ли у Эрдогана «план Б» и на этот случай – вопрос пока открытый…