Си Цзиньпин арестован?

О сладких грезах организаторов информационной войны против Китая.

Очень к месту напомнить фейки о «кровожадном» лидере КНДР Ким Чен Ыне, который якобы лично из огнеметов и пулеметов уничтожал свою родню и ближайших соратников. Потом «убиенные» появлялись на публике, опровергая заведомую ложь. Примерно до таких же методов опустились те, кто ведет ныне информационную войну против Китая.

foto

static-economist.com

Не так давно вроде бы респектабельный американский журнал Foreign Affairs опубликовал статью под заголовком «Слабеющий Си Цзиньпин». Речь не идет о здоровье лидера КНР, которому в этом году исполнилось 69 лет. Уже из самого названия публикации читатель должен усвоить, что власть председателя КНР приходит в упадок, а сам Китай охвачен глубоким кризисом, который, как это ни парадоксально, не виден за пределами страны. Имя автора и его послужной список должен помочь убедить читателя и придать правдоподобности излагаемым предположениям. Именно предположениям, поскольку никаких доказательств не приводится, хотя автор божится, что у него остались источники информации в Китае. Дело в том, что статью написал бывший профессор Высшей партийной школы при ЦК Компартии КНР, а ныне диссидент, проживающий в США Цай Ся.

«Не так давно председатель КНР Си Цзиньпин был на высоте. Он консолидировал власть в Коммунистической партии Китая», – начинает статью бывший профессор, пытаясь придать своим выкладкам объективности. Он признает, что Си Цзиньпин, находясь во главе страны, добился «некоторых успехов»: избавил страну от нищеты, поднял международный престиж КНР, а китайский народ положительно оценивает его работу и готов прощать ошибки во имя возрождения китайской нации.

Для тех, кто читает американскую прессу, в этих рассуждениях нет ничего особо нового. Там под маской объективных экспертов давно скрываются пропагандисты и информационные провокаторы. Даже американские ученые-китаеведы вынуждены, соблюдая политкорректность, следовать общему тренду экономической и информационной войны, развязанной против КНР американским руководством. Кстати, предыдущая статья Цай Ся в том же журнале называется «Партия, которая потерпела неудачу». Излишне объяснять, что в публикации речь идет о Компартии Китая, у которой все тоже не очень хорошо. И вот, как считает диссидент, сейчас возникли проблемы уже и у Си Цзиньпина, который, якобы перегибает палку с коронавирусными ограничениями, ведет слишком активную внешнюю политику и вообще слишком много на себя берет.

В этой логике на прошлой неделе раскручивался и грандиозный фейк о якобы произошедшем в Китае военном перевороте, аресте председателя КНР Си Цзиньпина и премьера Госсовета Ли Кэцяна. Как считают некоторые эксперты, мотором этой истории стала китаянка тайваньского происхождения Дженнифер Цзэн, которая опубликовала в Twitter несколько постов на эту тему. Она и раньше этим занималась в своем YouTube-канале, рассказывая о кризисе в КНР и предстоящем «падении режима». Но обычно на ее сливы не обращали внимания, хотя для придания веса своим байкам она обычно надувала щеки, называя себя крутым «инсайдером по Китаю».

Можно предположить, что нынешняя ее провокация, пик которой пришелся на 24 сентября, приобрела довольно широкий размах, поскольку часть вброшенной в твитах информации соответствовала действительности. По законам жанра в большой лжи обязательно должна быть маленькая доля правды. Так, в распространявшейся в соцсетях выдумке сообщалось, что в Китае отменены свыше 6 тыс. авиа- и сотни железнодорожных рейсов. Для какой-нибудь другой страны отмена и нескольких десятков рейсов означала бы полную блокаду транспортного сообщения. Для Китая же (с его гигантскими размерами и объемами рынка) отмена сотни – другой авиарейсов – дело обычное. Это происходит почти каждый день: из-за непогоды, коронавирусных ограничений и никак не влияет на общую транспортную ситуацию. Но те, кто захотели проверить эту инфу оперативно, действительно увидели, что отменено свыше четырех сотен авиарейсов в пекинском авиаузле, где находится в том числе крупнейший в мире аэропорт Дасин. Фейк подкреплялся видео большой колонны военной техники, якобы блокирующей столицу КНР. Для людей, мало знакомых с Китаем, где передвижения военных – обычное дело, это могло выглядеть правдой, подтверждающей заведомую ложь. Правдой было и отсутствие на публике Си Цзиньпина, который, вернувшись после визитов в Центральную Азию, как положено, отбывал карантин.

Провокация быстро перекочевала в индийский интернет, захватила Телеграмм и распространилась по миру.

Раскрутке фейка способствовало и отсутствие реакции на провокацию официального Пекина (там считают, что слон не должен реагировать на тявканье Моськи) и даже иностранных корреспондентов, аккредитованных в КНР. Признаюсь, для выяснения ситуации я был вынужден звонить в Пекин своим друзьям, которые, потягивая субботнее пиво, немало удивились информации о «путче». Лишь к ночи на 25 сентября, когда «окруженный войсками» Пекин засыпал своим обычным мирным сном, РИА Новости, опровергая фейк о госперевороте, выпустило информацию своего китайского бюро о том, что «обстановка в Пекине спокойная, усиления мер безопасности не наблюдается».

Тем не менее, ложь продолжала циркулировать, благодаря подключению пробудившихся американских медиа, среди которых был и всемирно известный журнал Newsweek. Можно предположить, что к этому приложили руку и более компетентные господа за океаном, которые спят и видят развитие событий в Китае по описанному в фейке сценарию. Они понимают, что подобные провокации, испаряясь, тем не менее, оставляют у публики сомнения: не на пустом же месте все это рождается?..

Дело в том, что, убедившись в невозможности организации оранжевой революции в Китае, на Западе упирают на якобы имеющийся раскол в китайских элитах, который и должен сдетонировать. А потому тема кризиса во власти и в КПК (которая официально названа врагом № 1 США) уже давно является ведущей в американских медиа, подключившихся к антикитайской компании. Сценарию внутреннего переворота в китайских элитах и отстранению Си Цзиньпина посвящена даже целая книга – «Китайский путч», написанная финансистом Роджером Гарсайдом, поработавшим в посольстве Англии в Пекине. Правда, там Си Цзиньпину противостоят не военные и ветераны партии, как в фейковых твитах тайваньской американки, а премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, который был также «арестован» неделей раньше. Главный вывод этой мистерии – итоги ХХ съезда КПК далеко не предопределены. Намеки, более чем прозрачные…

Съезд действительно важный. Он решит, останется ли Си Цзиньпин во главе партии и государства на свой третий срок, вопреки имевшимся ранее установкам о смене руководства. Формально, законодательно эти ограничения сняты, но за Си еще должны проголосовать как его ближайшие коллеги по Политбюро, так и съезд. Сам председатель КНР должен будет ответить на многие вопросы текущей жизни страны и объяснить, как они будут решаться. Но далеко не он один отвечает за тактику и стратегию развития. В Китае решения принимаются коллегиально. В партии это ЦК, политбюро и, наконец, постоянный комитет политбюро. На всех этих уровнях могут быть споры и разногласия, но окончательные решения принимаются консолидировано. Очевидно, что, например, в руководстве есть противники активной внешней политики Китая и сторонники сохранения тесных отношений с США (с которыми Китай в прошлом году наторговал на $ 750 млрд, а с Россией – на $ 147 млрд). Они могут иметь свою точку зрения. Но ни к какому военному или внутрипартийному путчу это привести не может. Это лишь голубые мечты западных политтехнологов «плаща и кинжала», разливающиеся по медиапространству.

Всякого рода околонаучные конспирологические измышления на эту тему в США дают почву для аналогичных опусов не только в Европе, но и в России, в которой по традиции до сих пор чувствительны к ветрам с Запада. Немало писано у нас и о скрытом конфликте между так называемыми «комсомольцами» и «принцами» в верхушке КНР. Кстати, «конфликт» между ними положен в основу фейка, запущенного 24 сентября. Очень популярна на Западе и у нас тема «перегрева» китайской экономики, ее «неминуемого» обвала. Даже когда китайский ВВП рос на 8-10 процентов в год, некоторые российские СМИ регулярно сообщали о скором кризисе. Очень любит эту тему «Независимая газета». Например, в 2019 году она выпустила заметку «Китай заразит российскую экономику кризисом», вызвавшую бурную реакцию посольства КНР в Москве. Кто кого заразит, если при китайском росте ВВП в 9 процентов Россия на тот момент уже который год демонстрировала падение экономики?

НГ не изменяет себе и в нынешней обстановке. В ее августовской статье «Китайские карантины уже ударили по российскому бюджету» – опять речь о замедлении в Китае и о том, как это плохо отражается на нас.

Замедление действительно, есть. Как прогнозируют международные институты, рост китайского ВВП не превысит в этом году 3 процента. Это связано с коронавирусными ограничениями, на которые Китай пошел сознательно, чтобы уберечь население. Но ведь с российским стабильным падением экономики и сравнивать неприлично.

В этих изысканиях коллег нет, конечно, ничего предосудительного, если за этим не кроются какие-то политические цели, как в некоторых американских опусах. Вопрос чисто философский: стакан наполовину полный или наполовину пустой. Любая страна сталкивается с трудностями. Но, как говорится, нам бы их проблемы… Сами китайцы, которые даже по западным опросам общественного мнения одобряют политику КПК и Си Цзиньпина, обеспечивающего стабильный рост благосостояния, не склонны драматизировать события и потому не верят ни в какие потрясения, предрекаемые им извне. Согласно свежему ежегодному отчету Credit Suisse о глобальном благосостоянии, средний уровень благосостояния китайцев на одного взрослого, составляет 26 752 доллара, что превышает среднеевропейский (26 690 долларов).

На этом фоне (если не считать швейцарский банк «агентом Кремля»), разговоры о «путчах» в Китае и скором «обвале» китайской экономики выглядят лишь как акты информационной войны. Эти разговоры ведутся десятилетиями, усиливаются перед съездами КПК, но никак не воплощаются в жизнь. Пока что это не мешает Китаю двигаться к реализации своих тактических и стратегических целей, к воплощению «мечты о возрождении китайской нации».