Приговор лидеру «Национального объединения» был ожидаем. Партия приступает к плану B — Bardella

Фото: Reuters
Впечатление такое, что в европейских структурах этим, — ну, в чем обвинили, — занимаются приблизительно все. Поэтому самый простой способ «приструнить» стремительно набирающего популярность кандидата на Елисейский дворец 2027 года — зайти через представительство «Национального объединения» в Европарламенте.
Нет, ну свинство, конечно, оформлять помощником депутата личного «исторического» телохранителя, который охранял еще отца, Жан-Мари, потом Марин, а теперь Жордана Барделла. А вице-президент партии, он же руководитель президентской кампании Марин, мэр Перпиньяна, получал «за разборку бумажной корреспонденции» 2 560 евро. Нет, ну правда, прямо ездил в Брюссель и разбирал конверты?
Странная получилась история. С одной стороны, нарушения очевидны, хотя там, в ЕП, если копнуть... Но закон един для всех — Саркози, вон, носит электронный браслет на ноге. А с другой, эту тему раскручивает сейчас оппозиция — за «Национальное объединение» проголосовало более 10 миллионов французов. Вы что, лишаете их теперь права выбора? Отсюда — вся реакция о «наступлении кирзой на французскую демократию».
Марин в бешенстве, хотя и с каменным лицом, покинула зал суда на середине оглашения приговора и через 15 минут уже была в штаб-квартире партии. Туда же стали стекаться соратники и руководство. После примерно полутора часов заседания было объявлено, что Жордан Барделла пойдет вместо Марин на следующие президентские выборы.
У самой Марин шансы выплыть из этой ситуации скорее иллюзорные. Еще утром до суда она, по опросам «Фигаро», набирала бы в первом туре 37 процентов, в то время, как ее преследователи не добирали до 20. Это означает сокрушительную победу во втором туре. Ну, бонжур, Елисейский дворец.
Она подаст сейчас аппеляцию, потом на кассацию. Но чтобы снять с нее 5-летнее ограничение на выдвижение на избираемую должность, обе инстанции должны будут доказать ни много, ни мало — невиновность. И пока суд да дело, все это должно произойти до 1 марта 2027 года — это крайний срок выдвижения кандидатуры на президентские выборы.
Барделла сейчас — на пике популярности, он «не вылезает из ящика», летает по стране, постоянно в соцсетях. На днях вместе с Марион Марешаль — Ле Пен, племянницей Марин, он посетил Израиль по приглашению властей и принял участие в довольно значимой конференции. Надо сказать, что папа, Жан-Мари Ле Пен, был отчаянным антисемитом, и сам факт приглашения в Израиль главы партии — наследницы «Национального фронта» уже сильный момент. Там, кстати, Барделла стал развивать в своем выступлении тему «общего врага» — исламского терроризма, подталкивая к выводу, что чисто арифметически наша партия с Израилем — уже друзья.
Свежайшие опросы — замер прошел в день вынесения приговора — вдруг выявляют, что среди сторонников «Национального объединения» 60 процентов предпочитают Барделла, и только 40 — Марин.
Это связано, во-первых, с тем, что сам избиратель НО помолодел: милленалам и зумерам (а последние уже имеют право голосовать) все симпатичнее идеи не древнего покойного Жан-Мари, и даже уже не Марин, а прикольного и современного красавчика Жордана.
Во-вторых, Марин выставлялась на президентские выборы три раза и дважды выходила во второй тур. Но при этом результаты выборов были не традиционными для европейских демократий 51:49, то есть несколько десятков тысяч избирателей. Макрон на прошлых выборах набрал против нее 58 с лишним. Это серьезный барьер, показывающий, что у французских избирателей в головах все еще сидит — «только не Ле Пен». Настолько одиозный шлейф оставил после себе патриарх семьи, который, как бы ни старалась Марин, развеять до конца не удается, хотя 42 процента — выдающийся результат.
В-третьих, уже 25 процентов симпатизирующих НО считают, что появление «наследника» позволит им перевернуть страницу Ле Пен. Марин, между тем, остается самым популярным политиком Франции по состоянию на день суда. Барделла — на третьем месте.
Но беда в том, что Жордану — 29 лет. Как-то не тянет на главу ядерной державы, члена Совбеза ООН, который будет направо-налево спорить с Путиным или Трампом. В ноябре прошлого года он презентовал свою автобиографию (уже?) «Что я ищу», и Марин уже дала понять, что не даст тронуть птенца.
«Даже если вы задумаете избавиться — так или иначе — от Марин Ле Пен, вам не удастся никогда справиться с Жорданом Барделла», — сказала она.
То есть получается, что приговор Марин меняет что-то только для нее и для исторической фамилии Ле Пен. Избиратели, которых она на самом деле и сформировала, голосуют больше за идею, чем за персоналии.
А что вообще у них за отношения?
«Я ими горжусь, — повторяет она, — мы договариваемся практически по всем сюжетам повестки, понимание есть во всем», — говорит Ле Пен.
В 2022 году, то есть парню было 26, она пообещала ему пост премьера в случае, если ее выберут президентом Республики. «Марин, похоже, переносит свои отношения с отцом на те, что она строит с Жорданом Барделла», — заметила на условиях анонимности одна из помощниц Марин.
Таким образом, суд над Ле Пен выявил нового лидера крайне правых Франции. Два с половиной года он возглавляет партию и простреливает ее горизонтально и вертикально. Его трения с помощниками и с ближайшим кругом Марин уже заметны. Но, как оценил ситуацию один из депутатов НО, «Барделла не охотится в стае». То есть он готовит место для себя и сейчас ему открылась дорога.
А что с Марин? До решения Апелляционного суда она пока невиновна, но сам суд в лучшем случае состоится в конце 2025 года, а скорее всего, в первом квартале 2026-го.
«Моя клиентка никогда не опротестовывала предъявленные ей факты обвинения, — заявил один из адвокатов Ле Пен Родольф Боссэлу, — она опротестовала то, что эти обвинения могут преследоваться по уголовному праву... Есть еще один путь апелляции, он очень скользкий и узкий, но мы по нему пойдем».
А там есть три сценария.
— Апелляционный суд подтверждает решение Парижского суда. Все остается в силе, Ле Пен подает в Кассационный,
но при этом все решения первого суда остаются в силе. Время идет, и подать заявку на кандидатуру в Елисейский дворец уже не представляется возможным.
— Апелляционный суд снимает немедленный, от 31 марта, запрет на выдвижение на выборные должности, то есть вводит отсрочку исполнения. В этом случае она сразу бежит в Кассационный суд, тот подтверждает отсрочку и Марин Ле Пен выдвигается на 2027 год.
— Апелляционный суд оправдывает Марин Ле Пен. Все возвращается на позиции конца марта 2025 года. Все счастливы (кроме, как полагаю, Жордана Барделла).
Есть еще один сценарий развития в плане кандидатур от французских крайне правых. Это появление кандидатуры Марион Марешаль-Ле Пен, племянницы Марин. Она тоже достаточно задорный и устоявшийся политик — сам видел, брал у нее интервью несколько раз, харизма и убежденность прямо прут, если честно. Но она, во-первых, была собственной тетушкой загнана в угол и активничает в региональном масштабе. Во-вторых, у нее нет харизмы и популярности Жордана. Но все возможно. В любом случае, Марин, французская «железная леди», приняла решение не сдаваться.
Не то семейство.