Сможет ли Шольц открыть «китайскую шкатулку»?

Глава берлинского кабинета решил, похоже, без помощи Евросоюза вытаскивать свою страну из надвигающегося экономического кризиса.

Канцлер Олаф Шольц посетит 3-4 ноября Пекин. Примечательно, что он станет первым обер-представителем «большой семерки», который наведается в Поднебесную не только после недавно закончившегося ХХ съезда китайской Компартии, но и с начала пандемии COVID-19.

foto

ft.com

Глава берлинского кабинет встретится с лидером страны Си Цзиньпином и проведет переговоры с премьером Ли Кэцяном. С ним приедет крутая делегация деловых кругов – гендиректора таких фирм, как Adidas, Deutsche Bank, Siemens, BioNTech и Volkswagen.

«В этом году исполняется 50 лет с момента установления дипломатических отношений между Китаем и ФРГ. Я верю, что этот визит создаст новые стимулы для развития китайско-германских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и позволит внести вклад в поддержание мира, стабильности, а также (экономического) роста на всей планете», – считает официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.

Консультации охватят весь спектр двусторонних отношений, а также вопросы международной повестки: украинский кризис, напряженность в Восточной Азии, усилия в борьбе с изменением климата.

«Это сыграет на руку пропагандистскому успеху китайского лидера. Ни один предшественник Шольца на посту канцлера не поступил бы так», – выразил опасение глава оппозиции, председатель ХДС Фридрих Мерц.

Вокруг этой поездки в политических кругах Европы и ФРГ возникла нешуточная шумиха. А за океаном вообще оценивают ее как антиамериканский выпад.

Президент Эмманюэль Макрон весть о предстоящем вояже воспринял с нескрываемым раздражением. В последнее время между ним и Олафом вообще пробежала черная кошка. Хозяин Елисейского дворца полагает, что в Поднебесную следовало бы ехать на пару (как-никак, Берлин и Париж – «локомотивы ЕС»), и не сейчас, а позже, не сразу после съезда. Чтобы не сложилось впечатление, что влиятельные европейские гости «стремглав примчались на поклон к Си». Он, кстати, тоже, коль уж немецкий «друг» его прокатил, засобирался в КНР, предположительно – в первой декаде ноября. После Шольца, но не в последних рядах...

В Пекине действительно международный парад-алле: вслед за канцлером сюда должны прибыть генсек ЦК Компартии Вьетнама, премьер-министр Пакистана и президент Танзании.

Тот же Мерц назвал ошибкой отсутствие у Шольца планов встретиться с бывшим генсеком КПК 79-летним Ху Цзиньтао. Он почему-то считает его главным китайским оппозиционером. Престарелого политика, по его мнению, вывели под руки из зала коммунистического форума не по причине плохого самочувствия, а, дескать, из-за несогласия с курсом переизбранного руководителя партии.

«Зеленые» и свободные демократы требуют сделать главной темой не экономический тренд, а нарушение в КНР прав человека, повлиять на позицию Пекина в отношении России.

«Надежда убрать Китай с российского поля – иллюзия», – считает председатель Мюнхенской конференции по безопасности Кристоф Хойсген.

На самом деле у Шольца совсем другой расчет. Стремление США с помощью налоговых послаблений и льгот в сфере энергообеспечения переманить на свою территорию немецкие фирмы его не устраивает. Главу правительства интересует возможность перенаправить этот поток в Китай. Причем он собирается спасать немецкую экономику без оглядки на аналогичные беды Евросоюза и невзирая на то, что это может не понравиться Штатам.

И все же «опытный аппаратчик» Шольц подстраховался и решил публично не выпячивать «китайский вектор». Он объявил, что в его планах – осуществить «азиатское турне»: после Поднебесной посетить Вьетнам и Сингапур с большой бизнес-делегацией (ориентировочно 12-14 ноября), а затем отправиться на Бали (Индонезия), где 15-16 ноября пройдет саммит лидеров двадцати ведущих экономик мира.

«Я решительно говорю, что мы должны продолжать вести дела с Китаем. Но мы также должны убедиться, что мы торгуем с остальным миром, посмотрите на остальную Азию, Африку, Южную Америку – это возможность», – заявил Шольц пару дней назад на бизнес-конференции в Берлине.

На самом деле социал-демократу Шольцу приходится несладко в правительственной коалиции с «зелеными» и свободными демократами. Они безапелляционно стремятся торпедировать многие его начинания. «Зеленые», вице-канцлер, министр экономики Роберта Хабек и глава МИД Аннелена Бербок, например, убеждены, что «лучше мертвый, чем красный». Это как раз про Китай.

Кстати, эта фраза, но наоборот, стала во времена холодной войны мемом в ООН. История случилась во время одной из Генассамблей. Известный советский дипломат Олег Трояновский «на полях» провел консультации с американским коллегой. Когда они выходили из переговорной, китайские антиправительственные активисты плеснули им в лица красной краской. Тогда Трояновский сказал: «Better red than dead» (с англ. «Лучше быть красным, чем мертвым»). Ее ооновцы, как утверждает Сергей Лавров, цитируют до сих пор.

Так вот, осенью прошлого года китайская госкомпания Cosco подписала с немецкой HHLA (контрольный пакет у властей Гамбурга) соглашение о приобретении 35-процентной доли одного из трех принадлежащих ей терминалов ганзейского порта, крупнейшего в ФРГ. Через него, между прочим, осуществляются поставки до 30% китайских грузов, предназначенных для Европы.

Сделка, которую следовало еще одобрить федеральному правительству, вызвала не то что споры, а истерику. Правая рука канцлера Хабек заявил, что «нельзя допускать китайские инвестиции в критически важную инфраструктуру Германии». В МИД вторили, что сделка «непропорционально расширяет стратегическое влияние КНР на германскую и европейскую транспортную инфраструктуру, а также зависимость ФРГ от Китая». К сваре подключилась и Еврокомиссия, которая напомнила, что еще весной предупредила берлинские власти о нежелательности продажи акций, так как Поднебесная «может получить доступ к конфиденциальной информация о портовом бизнесе».

В итоге перед своей поездкой Шольц все же продавил сделку: 26 октября правительство разрешило китайцам приобрести акции. Правда, с существенным «обрезанием» – пакет всего в 24,9%. Уменьшение количества ценных бумаг существенно ограничит возможности инвестора. Ему не будет предоставлено право вето при принятии стратегических деловых и кадровых решений. Вот такая петрушка вышла.

…Как представляется, Шольц будет стремиться в Пекине к конкретным результатам. В противном случае зачем было проходить через все сложности и мучения в схватке с оппонентами? Но для того, чтобы вояж оказался успешным, он должен сосредоточиться, в первую очередь, на экономическом сотрудничестве. И не учить китайских лидеров жить. С этой проблемой они и сами успешно справятся.