Официальная Анкара продолжает выстраивать взаимовыгодные отношения с Россией, не обращая внимания на гневные окрики Запада.
Самолеты, вертолеты и беспилотные летательные аппараты, дислоцированные на бортах иностранных военных судов, получивших разрешение на пребывание во внутренних водах Турции или посещение ее портов, не смогут свободно взлетать в воздушном пространстве страны без специального разрешения.
Кроме этого, иностранным военным водолазам тоже запрещено безнадзорно осуществлять погружения. Исключение делается только для тех случаев, когда требуется срочный карантинный контроль или ремонт. И то – с разрешения властей и в сопровождении турецкой водолазной команды.
Иностранные военные корабли обязаны оповещать турецкие службы за 5 миль (8 км) до входа в ее внутренние воды или порты.
Такое решение принято специальным постановлением правительства на основании международного права. Речь идет о «Конвенция о режиме проливов» (больше известна как «Конвенция Монтрё» (Convention de Montreux), которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права прибрежных государств в части их использования. Она была подписана 20 июля 1936 года по итогам конференции в швейцарском городе Монтрё.
Напомню, что документ подробно регламентирует проход военных кораблей через проливы, ставя в преимущественное положение флот причерноморских государств. Эти страны вправе проводить в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли. Для ВМФ других государств конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. «Мы выполняли и продолжим выполнять те положения, которые оговорены «Конвенцией Монтрё». До сегодняшнего дня ни одного запроса не поступало. Мы предупредили все страны, что через проливы не будут проходить военные корабли», – заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Это, по его словам, связано со Специальной военной операцией, которую проводят на Украине российские Вооруженные силы.
До этого через Босфор и Дарданеллы в принципе свободно сновали, несмотря на ограничения, военные корабли США, Великобритании и других стран НАТО, что создавало нервозную обстановку в черноморском регионе.
Это постановление турецких властей, если на него посмотреть повнимательнее, открывает широкие возможности для конспирологии.
Например, различные летательные аппараты вполне могут стартовать с иностранных военных судов в интересах украинского режима. Почему бы и нет? На слуху атака 29 октября девяти БПЛА и семи автономных морских беспилотных аппаратов незалежной на корабли Черноморского флота в Севастополе.
«Подготовка данного террористического акта и обучение военнослужащих украинского 73-го специального центра морских операций осуществлялись под руководством находящихся в городе Очаков Николаевской области Украины британских специалистов», – говорится в сообщении Минобороны РФ. Тех самых, что принимали аналогичное участие в более масштабном преступлении – подрыве «Северных потоков» в Балтийском море.
Действительно, кто застрахован от того, что подобное нападение не будет осуществлено, предположим, с британских военных кораблей, находящихся в турецких территориальных водах?
С водолазами тоже «картина маслом». По дну Черного моря проходит «Турецкий поток», по которому поступает газ из России. Чем не объект для очередной атаки?
Между прочим, сайт USNI News недавно сообщил о полученных данных, что сразу три корабля ВМФ США были одновременно в районе датского острова Борнхольм во время взрыва на нитках «Северных потоков». Это десантный корабль «Оук Хилл», прибывший из польской Гдыни, а также десантные транспортные корабли-доки «Арлингтон» и «Гунстон Холл». Что они там забыли? А ведь могли, чисто теоретически, доставить к месту теракта все что угодно: и взрывчатку, и морские беспилотники, и боевых пловцов, и глубоководных водолазов.
Турция вообще в последнее время вызывает раздражение у коллективного Запада. Президент Реджеп Тайип Эрдоган упорно гнет свою линию, преследуя исключительно национальные интересы. Благодаря совместным усилиям был, как известно, организован вывоз более 13 миллионов тонн зерна. По мнения турецкого президента, которое он высказал в ходе очередных телефонных переговоров с хозяином Кремля, постепенно можно начать работу над экспортом продуктов питания и других товаров в рамках зернового коридора. Не в последнюю очередь – российской продукции.
Не лишним будет заметить, что введенные ограничения для иностранных ВМС тоже могут быть своеобразным «жестом доброй воли» в адрес Москвы.
Доверие, экономическое и политическое сотрудничество между нашими странами продолжают неуклонно расти. На прошлой неделе, например, в Турции был глава «Газпрома» Алексей Миллер, который встречался с Эрдоганом. Речь шло о газовом хабе, который уже начали строить в Турции. Его создание анонсировал президент Путин в октябре. Через него можно было бы транспортировать газ в объемах, сопоставимых с прокачкой через выведенные из строя «нити» «Северных потоков».
Вот еще свежие новости двухсторонних отношений. В Стамбуле в минувшие выходные состоялись политические консультации по линии внешнеполитических ведомств. По словам замминистра иностранных дел РФ Сергея Вершинина, обсуждался широкий круг тем: реформирование Совбеза ООН, ситуация в Сирии, Афганистане, Ливии, Палестине, на Ближнем Востоке.
А 12 декабря в Анкару во главе парламентской делегации с официальным визитом прибыл спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Экономическая карта тоже оказалась козырной. Стало известно, что по итогам сентября Турция установила новый рекорд экспорта в Россию – 1,1 миллиард долларов. Это на 27% больше, чем месяцем ранее. Основным импортером в сентябре осталась Россия – 6,2 миллиарда долларов. Товарооборот в этом году может достичь 80 миллиардов долларов. Неплохо!
Это дало повод для озабоченности главе дипломатии Евросоюза Жозепу Боррелю. «Политика Турции по неприсоединению к ограничительным мерам ЕС против России является поводом для беспокойства. <…> Углубление двусторонних экономических отношений Турции и РФ также является поводом для большого беспокойства», – заявил он, явно скрежеща зубами. Боррель напомнил, что европейское объединение заключило с Анкарой Таможенный союз, который позволяет (опять же – чисто теоретически) поставлять в Россию в обход санкций товары двойного назначения.
А это уже повод для «огромного беспокойства» Брюсселя!