Что ещё Россия купит в стране победившего юаня?

17 января пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил: Кремль рассчитывает на рост товарооборота России и Китая уже в ближайшее время до $250 млрд в год.

Дмитрий Песков также отметил, что товарооборот между двумя странами увеличивается очень динамично, и это «вызывает удовлетворение и в Москве, и в Пекине». «Охват растет, количество областей взаимодействия и сотрудничества тоже постоянно множится», – констатировал пресс-секретарь Президента РФ. – Китай наш большой союзник и торгово-экономический партнер. Мы будем развивать это сотрудничество. Названный горизонт в $250 млрд является абсолютно реалистичным. Надеемся, что в скором будущем он будет достигнут и увеличен». При этом, по мнению Пескова, конкретных дат для этого нет и «не может быть установлено».

Как мы помним, цель достичь товарооборота в $200 млрд ставилась лидерами Китая к 2024 году. Это было в 2018 году. Но, судя по всему, эта планка будет преодолена уже в будущем году, если следовать той логике, что ежегодно наша торговля прирастает на 30 процентов и более. С 2018 года она практически удвоилась с отметки в $100 млрд. И если товарооборот 2021 года составил $147 млрд, а в прошлом году Россия и Китай наторговали уже примерно на $190,2 млрд, то вполне реально ожидать 230 млрд уже в будущем году. Все это говорит о том, что не только Россия повернула на Восток, но и Китай повернулся к нам лицом.

Но если посмотреть объективно, то можно прийти к выводу, что пока еще потенциал российско-китайского экономического сотрудничества далек от полного раскрытия.

По данным Главного таможенного управления КНР, в 2022 Китай наторговал со странами АСЕАН (главного торгово-экономического партнера Пекина) на $975,34 млрд, с ЕС – на $847,32 млрд, с США – на $759,43 млрд. Россия же пока еще даже не достигла уровня Вьетнама, который зафиксировал торговый оборот с Китаем в прошлом году на уровне $234,9 млрд.

Правда, общий объем импорта и экспорта Китая с АСЕАН, ЕС и США увеличился не так значительно, как с Россией – на 15%, 5,6% и 3,7% соответственно. Характерно затухание торговли с США, хотя ее общий стоимостный объем превышает торговый оборот с Россией почти в 4 раза. Но динамика наших отношений с КНР вселяет оптимизм, нам есть у кого отнимать доли китайского рынка, перенаправлять китайский экспорт.

Рост двусторонней торговли (+ 29,3 %) по-прежнему значительно превышает динамику общего внешнеторгового оборота Китая – около 10% (для сравнения, оборот КНР с Сингапуром вырос на 23%, с Канадой – на 17%). Правда, это увеличение нашей двусторонней торговли обеспечено в большей мере ростом российского экспорта в Китай, а в нем львиную долю занимают энергоресурсы, к тому же подорожавшие. Как сообщило 13 января Главное таможенное управление КНР, китайский экспорт товаров в Россию вырос на 12,8%, до $76,1 млрд, а импорт из России – на 43,4%, до $114,1 млрд.

Рост российско-китайской торговли – это головная боль Запада после введения санкций. Россия перенаправила в КНР значительные объемы нефти и угля, которые перестала поставлять в европейские страны. Китайские компании, в свою очередь, нарастили поставки в Россию, воспользовавшись уходом с российского рынка многих западных компаний.

Если до СВО на Украине Китай обеспечивал около четверти российского товарного импорта, то сейчас эта доля, вероятно, уже выше 30 процентов. В 2022 году КНР, в частности, увеличила поставки в Россию грузовых автомобилей, экскаваторов и погрузчиков, резиновых шин, насосов и компрессоров (включая турбокомпрессоры для автомобильных двигателей), кранов, задвижек, клапанов и так далее.

В мае РФ вышла на первое место по объему поставок нефти в КНР, обогнав Саудовскую Аравию. Объем экспорта составил 8,42 млн тонн или 1,98 миллиона баррелей в сутки – это на 55% больше, чем в мае 2021 года. Китайцы начали покупать новые сорта российской нефти. В том числе арктические.

В ноябре Россия обошла Саудовскую Аравию, выйдя на первое место по объему поставок сырой нефти в КНР. За январь-ноябрь 2022 года Китай импортировал почти 80 млн тонн российской нефти (на 10% больше, чем за тот же период предыдущего года) общей стоимостью $54,5 млрд.

Согласно отчету «Газпрома», за шесть месяцев 2022 года поставки трубопроводного газа в КНР выросли на 63,4%, составив 7,5 млрд кубометров. Дальше динамика, судя по всему, сохраняется. В июне началось строительство второй ветки газопровода, который сможет экспортировать в Китай до 10 млрд кубометров газа в год.

Несмотря на рост российско-китайского товарооборота, Китай по-прежнему осторожничает в плане экспорта в нашу страну высокотехнологичной продукции, опасаясь вторичных санкций. Сдерживающим фактором является и узость нашего рынка, который для некоторых глобальных китайских компаний представляется недостаточно емким. Риски для них пока еще перевешивают выгоды. Тем не менее, как считают эксперты, все эти препятствия будут постепенно исчезать. Уже в текущем году мы увидим приход на российский рынок новых китайских брендов и компаний. И это касается не только автомобилей, бытовой техники и ширпотреба.

Тормозили рост торговли и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, а также снижение производства в самом Китае. Не способствовала развитию торговли и ограниченность прямых транспортных путей.

Но сейчас все это уходит на второй план. Китай снимает ковидные ограничения, открывает страну для поездок. В истекшем году был открыт автомобильный мост, соединяющий российский Благовещенск и китайский Хэйхэ, началось движение по железнодорожному пограничному мосту «Нижнеленинское-Тунцзян». Интенсивно формируется торговая инфраструктура близ этих пунктов пропуска.

Положительным фоном для развития экономических связей является тесное партнерство в политической сфере. Любопытный факт: российский и китайский бизнес согласованно отказались от участия в Давосском экономическом форуме. Как говорят китайские бизнесмены, ничего нового от тех, кто регулярно вводит санкции в отношении китайского бизнеса, они там не услышат.

Зато на весну текущего года запланирован официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию во главе большой делегации. В ходе переговоров с президентом России будут наверняка решены и вопросы торгово-экономических отношений.

Так что есть все основания полагать, что товарооборот будет расти и в текущем году теми же темпами, если не быстрее, с учетом возвращения Китая к нормальной экономической жизни.

По оценкам посла КНР в России Чжан Ханьхуэя, от поставок товаров китайский бизнес перейдет к масштабным инвестициям, строительству в России производств. Тут вопрос в том, насколько мы будем готовы допустить эти инвестиции, чтобы не впасть в зависимость уже от наших китайских партнеров. Ведь важно не забывать и о развитии собственных отраслей промышленности.