Технологическое лобби – джин, выпущенный из бутылки

Американские IT-гиганты давно живут по своим законам, власти США пытаются изменить ситуацию, но пока всё тщетно.

Кремниевая долина, просторные офисы и вчерашние студенты с искренними улыбками, основавшие крупные компании с благородными миссиями и амбициозными целями. Эту красивую картину десятилетиями демонстрировали всему миру, в какой-то степени даже сформировав новую американскую (да и не только) мечту.

foto

© AFP 2021 / Saul Loeb

Что же находится за рамками красивых презентаций и пресс-релизов с рассказами о новых невероятных продуктах, которые подозрительно похожи на старые невероятные продукты? А там уже привычный для крупного западного бизнеса набор: громкие скандалы, связанные с утечками данных и нарушением антимонопольного законодательства, жалобы пользователей и бесконечные судебные разбирательства.

Как же реагирует на это государство, известное своими жёсткими законами и принципиальной позицией по их соблюдению, – тоже, кстати, пафосно воспетой в самых разных художественных произведениях.

Нельзя не отметить, что реакция есть. В Конгрессе США регулярно обсуждают законопроекты, цель которых – регламентировать деятельность IT-гигантов. И успешные примеры продуктивных решений есть: в той же Европе заигравшимся компаниям давно «ввинчивают» оборотные штрафы, преимущественно за нарушения антимонопольного законодательства. Но вот в США дальше обсуждений дело не двигается.

Крупные скандалы, связанные с компаниями из сферы так называемого бигтеха периодически подстёгивают интерес к теме. Глав корпораций на протяжении нескольких лет вызывали в Конгресс США на публичные слушания. С руководителями тогда ещё Facebook, Amazon, Apple и Google обсуждали вопросы дезинформации и вытеснения конкурентов с рынка. Американские власти подозревали, что компании используют технические возможности для отслеживания деловой активности конкурентов и злоупотребляют полученными данными в собственных целях, чтобы увеличить прибыль.

Позиции глав гигантов, высказанные ими на слушаниях и зафиксированные The Times, крайне примечательны. Вершители пользовательских судеб старались апеллировать к тому, что их компании «не такие уж большие», их деятельность жизненно важна для США, а также пытались перевести разговор в другую плоскость, указывая на технологический рост Китая.

Слушания подтолкнули правительство США к активному рассмотрению новых законопроектов в сфере антимонопольного законодательства, но вот дальше дело не пошло.

Например, проект закона об инновациях и выборе в интернете, запрещающий технологическим платформам отдавать предпочтение своим собственным продуктам или услугам, ставить в невыгодное положение конкурентов или дискриминировать компании, которые используют эти платформы, был направлен на доработку 20 января 2021 года...

Законопроект об открытом рынке приложений, который направлен в первую очередь против доминирования Apple и Google в сфере магазинов приложений, также был направлен на доработку.

Закон «О доступе» рассчитан на упрощение пользователям процесса переноса их личной информации с одной технологической платформы на другую, 24 июня 2021 года профильный комитет проголосовал за то, чтобы передать отчет палате представителей Конгресса США с рекомендацией продолжить рассмотрение законопроекта.

В чем причины такого длительного рассмотрения? Подобно долгожданному ребёнку, США давали крупным компаниям неограниченную свободу действий, что в итоге привело к ситуации, когда преференций стало слишком много и ими начали активно злоупотреблять.

Антиконкурентное поведение, использование пользовательских данных в коммерческих и манипулятивных целях – довольно серьёзные вызовы для американского государства. Можно даже сказать, что это попытка составить ему конкуренцию. Желание противопоставить этому внятные законодательные меры более чем объяснимо, но, как видно из практики, технологическое лобби в Америке тоже чрезвычайно сильно и успешно нивелирует все усилия государства.

Момент упущен, а значит, дальнейшее пожинание плодов такого попустительства не за горами. Это прекрасно понимает президент США Джо Байден, но вот это понимание, судя по всему, он предпочитает использовать в собственных политических целях. 12 января в газете The Wall Street Journal была опубликована статья, в которой американский лидер призвал Конгресс принять законы о контроле над технологическими гигантами.

Президент США считает, что крупные технологические компании должны брать на себя ответственность за распространяемый контент. В колонке он призывает реформировать раздел 230 американского закона об этике в сфере коммуникаций, защищающего интернет-компании от судебных исков за размещение, удаление или иное модерирование пользовательского контента.

Правильный, взвешенный тезис, но вот что дальше? Разговоры о подобных мерах ведутся давно, но преимущественно в Конгрессе. Президент и его администрация в этом случае не генерируют какие-то новые смыслы, не ведут кампанию по поддержке законодательных инициатив в этом направлении. Больше похоже на попытку наладить отношения с Конгрессом, испорченные постоянными публичными скандалами, связанными с утечками данных из Белого дома, личной жизнью Байдена и другими уже поднадоевшими вещами. А вопрос регулирования деятельности крупных компаний так и остаётся в подвешенном состоянии, позволяя им и дальше зарабатывать деньги, пока американские руководители решают свои собственные политические задачи.