Никто не считает то, что стреляет

Запад обеспокоен тем, что оружие, наводнившее Украину, не поддается учёту.

В Киеве летят погоны и шатаются кресла. Одним из главных препятствий для вступления Украины в Евросоюз названа коррупция, и перед недавним саммитом с европейскими комиссарами в незалежной началась активная зачистка проблемных участков. А по коррупции, по последним данным Трансперенси Интернэшнл, Украина занимает 116 место из 180. До европейских стандартов еще далеко.

foto

politros.com

Огромная часть этих проверок связана с военными контрактами. С тыловыми жуликами как бы все понятно, а вот учёт оружия, особенно стрелкового и противотанкового, Запад беспокоит очень сильно, но тут без коррупции никак не обходится.

Вообще же, по подсчетам женевской исследовательской организации Small Arms Survey, которую цитирует газета «Вашингтон пост», «с 1992 года существенная часть украинского стрелкового оружия, а это 7,1 миллиона единиц, оказалась в зонах конфликтов. Это пакистанские талибы, Демократическая Республика Конго, Сьерра Леоне, Хорватия. Трудно представить, что высокопоставленные чиновники – гражданские и военные – не знали об этом и не закрывали глаза. А в период с 2013 по 2015 год через криминальные группы, действовавшие в Донбассе, прошло как минимум 300 тысяч единиц оружия, числящихся уничтоженными или утерянными».

Военную помощь Украине, прямую или косвенную, оказывают 44 страны, и все это, понятно, исчисляется миллиардами долларов. Есть государства, которые даже не фиксируют номера автоматов и гранатометов, отправляя их со складов мелким и крупным оптом.

Французский аналитический журнал «Кризисы» пишет: «Соединенные Штаты не имеют понятия, где в итоге приземлится их военная помощь. Вполне вероятно, что она может оказаться в руках опасных группировок, поскольку еще до начала конфликта Украина была одним из самых крупных центров оружейного трафика в Европе. Как только оружие попадает на ее территорию, оно погружается в туман». «А точнее, в черную дыру, – поправляет CNN, – через очень короткое время никто уже не знает, куда попало это оружие».

«Вашингтон пост» в недавней публикации разделяет эти опасения. Как-никак, фактически главная площадка нелегальной торговли оружием. Больше всего экспертов газеты волнует судьба «Стингеров» – переносных ракетных комплексов, которые могут с плеча поражать низколетящие самолеты, а для террористических групп это вожделенный ПЗРК.

В Евросоюзе тоже крепко думают. Институт наблюдения и изучения стратегий и международных отношений IVERIS в своих публикациях отмечает: «Часть оружия уже перепродана на черном рынке и находится в Боснии, Косово и Албании, и ничего удивительного в этом нет».

Действительно, еще после войны в бывшей Югославии во Францию, например, переправляли стрелковое оружие, причем частями. Один привезет затвор, другой раму, третий приклад. Собирали все в подвалах марсельских пригородов и потом самые серьезные разборки южной мафии не обходились без очередей из калашниковых.

Официально потоки поставок оружия контролируются тремя институтами. Во-первых, существует Операционная группа Европейского командования Вооруженных сил США. Она базируется в Штутгарте и должна координировать запросы со стороны Украины, обеспечивать закупку вооружений и их транспортировку до границы. Во-вторых, со стороны ЕС создан Европейский фонд мира, который финансирует военные операции за пределами Евросоюза и в принципе в его уставе прописаны процедуры учета и контроля. И в-третьих, сама украинская Рада учредила Временную специальную комиссию по получению и использованию оружия, которой руководит депутат от фракции «Голос» Рустем Умеров.

27 октября 2022 года госдепартамент США опубликовал коммюнике, в котором был обнародован План борьбы с незаконным оборотом обычных видов вооружения в Восточной Европе. Предполагается организовать строжайший учет оружия и боеприпасов во время поставки, складирования и распределения оружия на Украине, усилить охрану внешних границ и повысить возможности служб безопасности, охраны порядка и погранвойск.

Кстати, в июле прошлого года Евросоюз объявил о создании специальной Платформы инициатив в области безопасности и обороны в Молдове. Организации вменяется, в числе прочего, борьба с контрабандой и трафиком оружия из соседней Украины.

Все это прекрасно выглядит на бумаге. Вот, к примеру, пресс-секретарь госдепа утверждает, что всякий раз США обязывают Киев подписывать соглашения, запрещающие передачу оружия третьим сторонам без разрешения Вашингтона. К слову, еще в апреле 2022 года Штаты решили передать Украине вертолеты Ми-17, закупленные в своё время у России лет десять назад. Однако оказалось, что США связаны таким же договором с РФ и без согласия Москвы они не могут передать технику Украине. На этот счет существует даже публикация на сайте Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

«За все 20 лет присутствия американских войск в Афганистане не было ни одного года, сравнимого по поставкам оружия с тем, сколько мы отправили сейчас на Украину, – говорит эксперт аналитического центра Куинси Уильям Хартунг, – Но тогда мы хотя бы были там физически и могли более-менее реально контролировать, что и куда отправляется. Сейчас, на Украине, мы просто вслепую отдаем оружие войскам, полиции и другим вооруженным подразделениям».

Ну и очень серьезно отнеслись на Западе к выступлению российского министра обороны на заседании Совета безопасности в марте прошлого года. Тогда Сергей Шойгу заявил, что 16 тысяч добровольцев с Ближнего Востока готовы помочь и сражаться на стороне России, и предложил вооружить их в том числе захваченными у ВСУ «Стингерами» и «Джавелинами». Президент тогда согласился, что нужно сделать всё возможное.