Почему международные IT-компании увольняют сотрудников и теряют прибыль.
Прошлый год отмечен чередой громких скандалов, связанных с IT-компаниями. Самый яркий – приход Илона Маска в Twitter. Не будем особо концентрироваться на показной медиакартинке из опросов в блоге бизнесмена и других его подобных играх в демократию. Более показательным фактом является публикация им сведений о прямом сотрудничестве менеджмента компании с американскими властями.
Впервые такую информацию предоставил признанный лидер мнений, а не сторонники Трампа, которых можно обвинить в политической ангажированности, или заклейменные на родине разоблачители Ассанж и Сноуден.
Конечно, это не стало сенсацией, но продолжило череду безрадостных для американской IT-индустрии событий, связанных далеко не только с политикой.
Тот же Twitter до прихода Маска брал на себя роль нового морального камертона общества, но блокировка политиков, звезд, медиа на поверку оказалась отработкой американского госзаказа.
Многие и другие якобы инновационные тенденции и продукты оказались либо пустышкой, либо ситуативной эксплуатацией труда. Вот, топ-менеджер американской компании-поставщика облачных корпоративных решений Salesforce Марк Бениофф комментирует решение о сокращении 10% сотрудников: «Поскольку наши доходы увеличились из-за пандемии, мы наняли слишком много людей, что привело к экономическому спаду, с которым мы сейчас сталкиваемся, и я беру на себя ответственность за это». Ответственность – это, конечно, хорошо, но вот 7,5 тысячам человек, которых уволят, вряд ли будет от этого легче.
В отличие от представителя Salesforce, некоторые менеджеры в открытую говорят, что от увольнений зависит будущее компании, как, например, генеральный директор криптовалютной фирмы Coinbase Брайан Армстронг, сокративший 20% персонала.
Сокращения – новый бич американской отрасли. Amazon объявила, что уволит 18 тысяч человек, а менее двух месяцев назад компанию покинули 10 тысяч человек. Список можно продолжить и дальше, он действительно огромен, причем ясно, что привела к этому, в том числе и недальновидная политика менеджмента, крайне неумело выстраивающего стратегическое планирование и избалованного астрономической прибылью.
Очевидно, что США переживают тяжелейший кризис, который начался еще на фоне пандемии, и для восстановления экономики понадобится что-то новое, масштабное и объединяющее, как строительство дорог во времена Великой депрессии. Казалось бы, застрельщиком всего этого мог бы и стать мощный американский бигтех.
Вот только шарик-то сдулся. «Инновационные» западные компании на поверку страдают теми же «детскими болезнями», что и крупные игроки из других отраслей, но в цифровой индустрии еще не до конца поняли, что бреши в управлении не скроешь за пафосными словами и суперкреативным дизайном, а оригинальными бизнес-идеями бигтех пока не блещет.
Из последних инициатив: тут особо отличилась компания Intel, где неожиданно сократили выплаты сотрудникам на 5%, включая как премии и надбавки, так и базовые оклады. А вот дивиденды для акционеров и выплаты топ-менеджерам остаются прежними. Кроме резонного недовольства сотрудников, ни к чему другому это привести не может, ведь других планов по выходу из кризисной ситуации представлено не было.