Евросоюз подал в суд на Польшу

Не то, чтобы терпение лопнуло, но надо было соблюсти все необходимые процедуры. Но вообще-то и лопнуло тоже, поскольку конфликт этот не новый. Еврокомиссия, главный исполнительный орган ЕС, подала на Польшу в Суд Евросоюза.

Несколько лет назад Варшава затеяла судебные реформы, которые, по мнению Еврокомиссии, подрывают принцип независимости судей, а это – один из устоев европейской юриспруденции. Польше было указано на это обстоятельство, но та не согласилась вносить какие бы то ни было изменения в проект реформ. Началась затяжная бюрократическая тяжба.

Ключевым пунктом баталий стал июль 2021 года. Тогда Конституционный суд Республики Польша, как считают в ЕС – под давлением правящей партии, объявил, что предупреждения и решения Суда Евросоюза не соответствуют польской Конституции. А в октябре того же года премьер Матеуш Моравецкий и вовсе оспорил примат некоторых статей ЕСовского законодательства над польским, заявив, что они «несовместимы» с Конституцией Польши.

Еврокомиссия, увидев такое, отреагировала в коммюнике: «Эти меры нарушают принципы автономии, примата, эффективности и единообразного применения законодательства ЕС … А примат европейского права гарантирует всем членам Евросоюза равное его применение. Таким образом, Конституционный суд Польши более не отвечает требованиям независимого суда, которые изначально предусматривались законом».

Еще после первого обмена «любезностями» Еврокомиссия ввела против Польши предупредительные санкции: один миллион евро в день, но это скорее дисциплинарная мера. Сейчас набежало уже 440 миллионов. Польша ничего не платит, а часть денег вычитается из европейских фондов, предназначающихся стране.

Спохватившись, поляки провели некоторые контр-реформы: например, ликвидировали дисциплинарную комиссию для судей Верховного суда (да-да, была и такая), Но ЕК это не успокоило и санкции остались в силе.

Более того, Брюссель заблокировал еще 35 миллиардов евро, которые должны были отправиться в польскую казну в качестве помощи в борьбе с пандемией Ковид-19, но теперь они зависли.

Еврокомиссия бьет по своим окопам не впервые. Еще один давний объект внимания Брюсселя – Венгрия. К Виктору Орбану возникала и возникает масса вопросов. Евросоюз не устраивает отношение страны к НПО, свободе печати, независимости юриспруденции, ЛГБТ сообществу и ко многому чему еще. В какой-то момент дер Ляйен предложила даже разобраться с тем, а куда, собственно, идут европейские вливания в Венгрию, почему ими управляют члены семьи Орбана?

К слову, Польша и Венгрия в свое время образовали даже фронду в ЕС, но недавно их дороги разошлись, как и их взгляды на события на Украине.

Или взять Австрию. В феврале 2000 года Совет Евросоюза объявил, что против праворадикального правительства Йорга Хайдера вводятся санкционные меры. Членам правительств 14, тогда еще, стран ЕС крайне не рекомендовалось общаться со своими австрийскими коллегами. Как ни странно, правительство Австрии эти дипломатические рестрикции испугали, оно письменно подтвердило свою приверженность демократическим принципам Союза и санкции были сняты через 8 месяцев.

Румыния затеяла юридическую реформу, которая в числе прочего предусматривала амнистию и помилование коррупционеров. Эта мера прямо-таки выручала чуть ли не всех членов Социал-демократической партии страны во главе с Ливиу Дранья. В ЕС догадались, что реформа осложнит борьбу с коррупцией, но она все-таки прошла. Только в 2021 году в докладе ЕК было отмечено, что «позитивные тенденции» в этом направлении все-таки намечаются.

В контексте нелегких трений между ЕС и Польшей Евросоюз направил в Варшаву последний свой вывод о несоответствии юридической реформы европейским нормам. Оттуда пришел неутешительный для Брюсселя ответ и в середине февраля Комиссия решила воспользоваться статьей 7 Договора о Европейском союзе и отправить дело в суд.

Польский министр юстиции Збигнев Зёбро расценил этот демарш как заговор, атаку на Польшу со стороны ЕС и Германии: «Это шантаж, призванный уничтожить польское государство в нынешнем его состоянии, уничтожить польскую Конституцию». Он вообще известен тем, что не любит ЕС и особенно Германию.

Чем грозит эта процедура Польше? Никакими документами не предусмотрено исключение государства-члена ЕС из его рядов, если только само государство этого не захочет. Теоретически, та же 7-я статья предусматривает лишения права голоса в Совете Европы, но главное для поляков – блокировка финансовых потоков со стороны Брюсселя, что уже и без того происходит.

Постановлением Европарламента от 21 октября решено не выделять Варшаве еще 55 миллиардов евро. Тогда разгневанный премьер в интервью «Файнэншл Таймс» в сердцах, наверное, сказал: «Если Комиссия начнет Третью мировую, мы будем защищаться любым оружием».

Матеуш Моравецкий намерен отстаивать членство Польши в ЕС, даже если такой вопрос и встанет в стране, но это вряд ли. Против идеи «Полексита» (по аналогии с «Брексит») уже прошла серьезная демонстрация и выяснилось, что 88 процентов поляков не хотят выходить из Евросоюза.

Решимость премьера объяснима. Если Польша в ее европейской ипостаси в ближайшее время окажется в подвешенном состоянии, или даже в изоляции, это просто навредит правящей партии. В этом году пройдут выборы в сейм и сенат, а главным соперником его партии «Право и справедливость» будет серьезный про-европеец Дональд Туск, бывший председатель ЕС, и его «Гражданская платформа».