Немецкий канцлер впервые с начала СВО посетил Вашингтон. Беседа в Белом доме без свидетелей касалась острой и провальной темы: что делать с Украиной?
Это был странный визит. Глава берлинского кабинета прибыл 3 марта в США, детально не проинформировав депутатов бундестага о цели и содержании предстоящих переговоров. Это что-то новое в его политике, ведь ФРГ – парламентская республика, и ранее здесь было принято консультироваться с народными избранниками. Шольца не сопровождал журналистский пул (20-25 человек), что прежде тоже считалось обычным делом. Переговоры в Овальном кабинете прошли с глазу на глаз, без помощников, советников и протоколистов. Пресс-конференция по итогам не была запланирована.
Единственное, что сделано, это совместное фото и после – короткие заявления для СМИ. На все – четыре минуты.
«Хотел бы отметить, что в дополнение к военной помощи моральная поддержка, которую вы оказали украинцам, также имела огромное значение», – подчеркнул американский лидер.
Шольц: «Важно послать сигнал, что мы будем продолжать поддерживать ее (Украину) столько, сколько потребуется, и столько, сколько необходимо».
И еще. Накануне вояжа в Twitter канцлера появилось сообщение на немецком и английском: «Спасибо за твое лидерство и дружбу, Джо! Рад снова вернуться сюда, в Вашингтон. Наша трансатлантическая координация непреложна и сильна как никогда. Мы непоколебимы в нашей поддержке Украины. Мы хотим свободы и мира для Украины».
Сама беседа тет-а-тет тоже была недолгой – всего чуть больше часа. Стоило ли Шольцу лететь за тридевять земель для столь непродолжительного контакта с сувереном?
Стоило, считают немецкие эксперты, потому что главные спонсоры Киева обсудили тактику и стратегию своих совместных действий на заходящем в тупик украинском треке. А пошептаться было о чем.
Можно предположить, что Шольц высказался о наболевшем. Например, как вести себя Берлину в истории с подрывом «Северных потоков», осуществленным, как утверждают в США, американцами?
Германия, как известно, выпустила на волю свои «Леопарды» только после того, как Байден уступил настоятельному требованию канцлера и дал согласие на поставку Украине боевые танки Abrams. Но где эта грозная техника? В Штатах сначала обещали, что 31 машина (а это – капля в море!) будет отправлена в конце нынешнего года. Потом, что это произойдет, скорее всего, весной следующего. Так чего же ожидать?
Байден всеми своими последними действиями недвусмысленно демонстрирует, что видит теперь не Берлин и Париж, а Варшаву главным военно-политическим союзником в Европе. У немцев традиционно не самые лучшие отношения с поляками, поэтому Шольцу тревожно и обидно...
А как понимать недружественные действия Штатов, которые вознамерились с помощью налоговых послаблений и льгот в сфере энергообеспечения переманить на свою территорию немецкие фирмы?
Еще одна болевая точка – это Акт о снижении инфляции США (Inflation Reduction Act). В Германии и ЕС обеспокоены, что он нанесет серьезный ущерб европейскому экспорту. Зачем Штаты «топят» союзников, экономика которых на фоне СВО и так «ушла в пике»?
Выходит, что украинский кризис существенно обострил противоречия между Берлином и Вашингтоном. Хотя на публике лидеры этих стран и демонстрируют взаимопонимание, непоколебимую решимость, а также глубокие союзнические отношения.
Надо понимать, что за ходом переговоров внимательно следили в Киеве. Общее тревожное настроение выразил бывший посол-хам (тот, который обозвал канцлера «обиженной ливерной колбасой»), а ныне – замглавы МИД Украины Андрей Мельник: «Конечно, с украинской точки зрения, важно, чтобы США и Германия – как наши ключевые союзники – как можно теснее координировали свою военную помощь. Тот факт, что не все идет гладко в этом процессе, беспокоит нас».
Пока неясно, о чем и как в деталях говорили Шольц и Байден. Согласно скупой официальной информации, американский президент подчеркнул, что Соединенные Штаты действуют с ФРГ в унисон, чтобы предоставить критически важную военную помощь Украине. Он подтвердил, что имеет в виду весь спектр поставок вооружений Киеву – от боеприпасов и артиллерии до танков и систем противовоздушной обороны.
Байден также пошутил, что политики «решили все мировые проблемы».
О конкретных договоренностях, если они, конечно, были достигнуты, мы узнаем позднее. Хотелось бы верить, что доверительный разговор хотя бы положит конец тому хаосу, который нынче царит в двухсторонних отношениях. Перед визитом Шольца, например, в ФРГ раздавались голоса о целесообразности переноса ряда предприятий немецкой оборонки (в частности, по производству снарядов натовского стандарта 155 мм, которых катастрофически не хватает ВСУ) в США. Но существует и иная тенденция: германский концерн Rheinmetall начал переговоры с Украиной о строительстве на ее территории завода по выпуску современных танков (до 300 штук в год!).
Похоже, ситуация аховая. Если немецкие снаряды действительно будут производить за океаном, то сколько времени и сил займет доставка этого «расходного материала» до театра боевых действий? Если немецкие танки будут делать на Украине, то как планируется уберечь заводик от ракетных ударов ВС России? Непорядок. Думай, Шольц. Здесь «старина Джо» тебе не лучший подсказчик.