Год наоборот: Как YouTube проявил себя в 2022 году

Дочерняя структура американской корпорации Google – видеохостинг YouTube – долгое время был интересной площадкой для российских СМИ и блогеров. Но сейчас рубильник блокировки срабатывает как оружие.

Да, сложности были всегда: в 2020 году видеохостинг стёр страницу телеканала «Царьград», в качестве аргумента приводилось объяснение, что его владелец Константин Малофеев находится под санкциями США.

Российские суды такое объяснение не устроило, блокировки были признаны незаконными. За каждый день неисполнения решения об отмене с российской «дочки» Google взыскивали неустойку в размере 100 тыс. рублей.

К середине марта прошлого года компания была обязана выплатить 1 млрд рублей, а в начале апреля «Царьград» заявил, что получил эти средства от компании Google.

Впрочем, торжеством справедливости это стало не в полной мере, потому что к этому времени YouTube уже устроил «ночь длинных ножей» в отношении российских телеканалов и блогеров.

В марте прошлого года YouTube отключил монетизацию у российских пользователей, по сути лишив блогеров дохода. Отменили также подписку Premium, Music Premium, спонсорские программы, сувениры и многое другое.

На этом видеохостинг не остановился, и начал блокировку каналов российских СМИ, закрыв страницы МИА «Россия сегодня», ТАСС, ВГТРК, «Первого канала», РБК, РЕН-ТВ, НТВ, «Москва 24» и многих других. Под раздачу попал даже православный телеканал «Спас».

Согласитесь, что выглядит как операция по морально-психологическому давлению. Или же устранение конкурента, ведь каналы с украинской точкой зрения и известной всем риторикой, мягко говоря, далекой от идеалов человеколюбия, не то что не блокировались, а с помощью рекомендательных алгоритмов постоянно впихивались российским пользователям. Такая вот шоковая терапия по-американски.

На СМИ в видеохостинге (или где повыше) не остановились, а продолжили «чистку», принявшись за блогеров: 26 марта был заблокирован канал пранкеров Вована и Лексуса. На них наябедничало минобороны Великобритании, с главой которого за несколько дней до этого пообщались пранкеры.

Бен Уоллес тогда упомянул, что из-за поставок Украине у страны заканчивается свой собственный арсенал. И 23 марта оборонное ведомство Британии обратилось в администрацию видеохостинга с просьбой удалить фрагменты разговора, поскольку они «угрожают национальной безопасности Великобритании». К слову, сам министр, который и рассказал все это пранкерам, никакого наказания не понёс. А через какое-то время YouTube заблокировал и резервный канал пранкеров.

Следующим кандидатом «на вылет» с видеохостинга стал блогер, писатель, переводчик, радиоведущий и просто легенда рунета Дмитрий Пучков, более известный аудитории под псевдонимом Гоблин. Его канал был удален в августе прошлого года, сам блогер сообщил, что причиной стало «нарушение правил сообщества», в пресс-службе Google тогда отмечали, что блокировка связана с «нарушением политики в отношении разжигания ненависти». Дескать, запрещает эта политика контент, «в котором отрицаются, преуменьшаются или тривиализируются хорошо задокументированные события насилия». А показывать русскоязычной аудитории ролики, на которых беспилотники наносят удары по российским солдатам – это можно, это ничего.

Сам Пучков сообщил, что никаких предупреждений о блокировке, вопреки утверждению администрации видеохостинга, он не получал, а в целом к ситуации отнесся трезво.

Он считает, что канал был удален из-за его поддержки собственной страны. «То есть если я гражданин России и к своей стране отношусь положительно, то в рамках американской демократии это недопустимо. Я свою страну должен ненавидеть и всячески ей гадить. А если я этим не занимаюсь, то на американских ресурсах мне не место», – заключил Пучков, отметив также, что давно перенес свои материалы на российские площадки.

Частично покончив с блогерами, видеохостинг стал блюсти выполнение американских санкций, взявшись за российские предприятия: были «снесены» каналы КамАЗа и «Ростеха». Дальше взялись за парламентариев, уничтожив каналы Госдумы и Совфеда, впрочем, парламентарии давно освоили ВКонтакте. Чтобы еще раз подчеркнуть запланированность подобных компаний, вспомним также блокировки новых каналов RT.

Параллельно видеохостинг отказывался выполнять требования судов, из-за чего российская дочка Google погрязла в долгах, пыталась обанкротиться, но не смогла, а западные топ-менеджеры рассказывали, что не думали так долго проработать в России.

Кейс YouTube наглядно показывает, к чему приводят западные монополии, и как быстро дежурная улыбка превращается в злобную гримасу, а кнопки блогеров-миллионников меняются на рубильники блокировки.