Новый виток внутриполитического кризиса в Судане привел к военному перевороту. 16 октября ситуация накалилась до предела, когда тысячи военных и их сторонников устроили сидячую забастовку у президентского дворца, спровоцировав столкновения между сторонниками армии и гражданских властей на фоне значительного дефицита хлеба и топлива по всей стране.
Среди демонстрантов при этом были как сами военные, так и их сторонники из повстанческой группировки Суданского освободительного движения (СОД/М), лидер которой Минни Арко Миннави также является нынешним губернатором Дарфура, и Движения за справедливость и равенство (ДСР), возглавляемого министром финансов Джибрилем Ибрагимом.
На этом фоне проходили переговоры между военными и гражданскими о роспуске или хотя бы значительном изменении кабинета министров Судана.
Гражданский блок в Судане представлен коалицией, состоящей из партии «За свободу и перемены» (FFC), Суданской профессиональной ассоциации (SPA), комитетов сопротивления, профсоюзов и других организаций гражданского общества.
25 октября все въезды в Хартум, столицу африканского государства, были перекрыты, также как стратегические дороги и мосты города. Военные окружили аэропорт, а крупные авиакомпании прекратили полеты в воздушную гавань.
На фоне того, как город был блокирован, на улицы вышли сторонники гражданских сил, призывавших «противостоять попыткам военных узурпировать власть в стране».
В результате после состоявшейся встречи главы правящего Суверенного совета Абдель Фаттаха аль-Бурхана и премьер-министра Абдаллы Хамдока, в Хартуме начались массовые аресты. Под стражей оказался глава правительства со своим главным советником. Были арестованы несколько министров, члены Суверенного совета, являвшиеся гражданскими лицами, а также губернатор столицы. Как отмечают в Институте Ближнего Востока (ИБВ), спустя какое-то время стали поступать сообщения, что в Судане под арестом оказались многие лидеры политических партий.
Напомним, что кризис в стране продолжается с 2019 года, когда Суверенный совет и пришел к власти после свержения президента Омара аль-Башира. Согласно достигнутым договоренностям между представителями гражданского блока и военных, Совет должен был управлять Суданом на протяжении 39 месяцев, а после – пройти парламентские выборы.
Впрочем, после того как в 2020 году было достигнуто мирное соглашение с повстанцами и властями из Южного Судана, выборы перенесли аж на 2024 год. В результате в стране сложилась ситуация, когда законодательный орган власти попросту отсутствует и появится не раньше, чем через 3 года. То есть, некому будет сертифицировать важнейшие для страны документы, соглашения и законы.
Более того, конституционная декларация подразумевала, что генерал аль-Бурхан должен был передать руководство Советом гражданскому лицу спустя 21 месяц, то есть еще в мае 2021 года.
В ИБВ подчеркивают, что причиной переворота стало желание премьера Хамдока провести радикальную реформу вооруженных сил, которая бы значительно ослабила позиции военного руководства и «фактически положила конец любому серьезному влиянию силового блока на политику и экономику страны с ясной перспективой для его представителей в скором времени оказаться под арестом МУС в Гааге». Такие перспективы никак не способствовали продолжению совместного правления военных и гражданских, фактически положив конец договоренностям 2019 года.
Эксперты отмечают, что именно тот факт, что военных «прижали к стенке» объясняет, почему они пошли на столь рискованный и непопулярный шаг, который с большой долей вероятности приведет к негативным последствиям, в том числе, и со стороны Запада.
В американском аналитическом центре IHS Global Insight в свою очередь отмечают, что протесты, скорее всего, в значительной степени организованы военными и руководством службы безопасности, чтобы продемонстрировать свою растущую поддержку населения, в основном в сельских районах, в отличие от оплота демократии в столице.
Эксперты также подчеркивают высокую организованность протестов, их планирование и материально-техническое обеспечение. Так, источник Global Insight в Хартуме подтвердил местные сообщения о том, что автобусы выгружали пассажиров из других регионов, включая Восточный Судан, в местах проведения акций протеста.
Еще одним показателем согласованных усилий по оказанию давления на гражданское руководство является продолжающаяся блокада дорог и ключевой инфраструктуры в Восточном Судане, включая Порт-Судан и шоссе Хартум - Порт-Судан, влиятельными племенами, связанными с руководством армии, в частности главой Суверенного совета генералом аль-Бурханом. Продолжающаяся месячная блокада Порт-Судана привела, по оценкам, к убыткам в размере 83 миллионов долларов США для и без того слабеющей экономики Судана. При этом блокировка транспортной инфраструктуры может привести к еще большей нехватке ключевых товаров, в том числе топлива, пшеницы и лекарств.
Американцы также отмечают, что с момента подписания соглашения о Суверенном совете в 2019 году военные активно пытаются сохранить власть над гражданскими властями и институтами в течение переходного периода. При этом возможный уход с поста главы совета аль-Бурхана, вероятнее всего, поставит его под угрозу судебных исковсо стороны возглавляемого гражданским правительством Комитета по расширению прав и возможностей, созданного в 2019 году.
Военные также разжигают народные протесты, чтобы оказать давление на гражданское руководство с целью передачи полномочий влиятельным племенным группам в богатых ресурсами стратегических районах, таких как Дарфур и Восточный Судан, с целью обеспечения их лояльности.
Тем не менее, в Global Insight считают, что военные вряд ли будут стремиться к прямому перевороту. Соединенные Штаты и многосторонние организации, такие как Международный валютный фонд (МВФ), согласились восстановить отношения с Суданом только тогда, когда будет сформирован Суверенный совет из военных и гражданских, и, скорее всего, не захотят продолжать нормализацию отношений или оказывать финансовую поддержку Судану в условиях военного переворота.
При таком сценарии они скорее восстановят целенаправленные санкции и приостановят критически важный доступ к инициативам по облегчению бремени задолженности и финансовой поддержке.
В Соединенных Штатах при этом «глубоко встревожены» событиями в Судане. «Мы отвергаем действия военных и призываем к немедленному освобождению премьер-министра и других лиц, которые были помещены под домашний арест», — сообщила заместитель пресс-секретаря Белого дома Карин Жан-Пьер.
Государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил: «Соединенные Штаты решительно осуждают действия суданских вооруженных сил», призывая к восстановлению переходного правительства, возглавляемого гражданскими лицами. В свою очередь представитель Госдепартамента США Нед Прайс отметил: «В свете этих событий Соединенные Штаты приостанавливают оказание помощи в размере 700 миллионов долларов в рамках ассигнований на чрезвычайную помощь из фондов экономической поддержки Судана». Он также добавил, что американские официальные лица не смогли связаться с премьер-министром Судана Абдаллой Хамдоком, и добавил, что США рассматривают действия армии как «военный захват».
В ИБВ сообщают, что согласно ряду западных дипломатов и других источников, близких к Хамдоку, между двумя сторонами на прошлой неделе начались переговоры по урегулированию нынешнего политического кризиса. Вероятнее всего, речь идет о попытке заключить новое соглашение о разделе власти.
«Это может быть не прямой роспуск правительства или серьезные изменения в конституционной декларации, подписанной в августе 2019 года, а своего рода широкие перестановки, которые могут предоставить больший процент квоты на распределение власти повстанцам и сторонникам военных», — сообщают источники.
Это подтверждает версию Global Insight, согласно которой военные не пойдут на прямой захват власти.
Член Атлантического совета и бывший американский дипломат Кэмерон Хадсон отмечает, что суданские силовики будут искать способ уйти от прямой ответственности и попробуют найти компромисс.
«У служб безопасности должна быть стратегия выхода, они загнаны в угол и боятся того, что с ними произойдет, если гражданские в конечном итоге добьются своего. Мы также знаем, что эти лидеры не собираются добровольно идти в объятия МУС или в тюрьму Кобар. Они должны чувствовать, что если они откажутся от власти, то выживут в будущем Судане; это потребует компромиссов, которые могут быть непопулярными», – сказал он.
Несомненно, в случае если суданские венные все же решат захватить полностью власть, этот шаг будет воспринят крайне негативно в Вашингтоне. Особенно в контексте прошедших и провалившихся внутрисуданских переговоров при прямом участии США, когда 23 октября специальный посланник США по Африканскому Рогу Джеффри Фелтман встретился совместно с Хамдоком, генералом аль-Бурханом и командиром военизированных формирований Мухаммедом Хамданом Дагло.
«Фелтман подчеркнул, что США поддерживают гражданский демократический переход в соответствии с выраженными пожеланиями народа Судана», — говорится в сообщении посольства США в Хартуме.
Последние события в данном контексте подчеркивают, что военные проигнорировали все, о чем говорили американцы. И в таком случае если кто и поддержит суданских силовиков, то это будут Объединенные Арабские Эмираты и Египет. Что не густо…
В результате российские эксперты так же, как и в американском Global Insight, приходят к выводу, что на сегодня речь не идет о классическом военном перевороте в Судане. Это, скорее, «удаление с шахматной доски ряда неприемлемых для военных фигур и замена их теми, кто готов с ними на компромиссы».
При этом, несмотря на то что полноценного военного переворота в его классическом понимании в Судане, вероятнее всего, не произойдет, эксперты британского аналитического центра Economist Intelligence Unit (EIU), отмечают, что риски нарастания политической нестабильности в стране крайне высоки. По их мнению, шансы того, что с привлеченными племенами, в том числе населяющими Восточный Судан Беджи, удастся договориться, крайне малы. Отметим, что Порт-Судан находится именно в этой части государства.
Тем не менее, в EIU ожидают, что ситуация вряд ли перерастет в открытое неконтролируемое восстание, поскольку Восточный Судан экономически привилегированный регион и достаточно важный для экономики, чтобы правительство обратило некоторое внимание на требования демонстрантов. При этом он может поддержать экономический рост в среднесрочной перспективе.
Подводя итог, отметим, что прошедшие в африканской стране события привели к истощению запасов основных товаров, включая пшеницу, лекарства и топливо. Помимо этого, они также высветили хрупкость мирного соглашения и углубляющийся политический раскол, который угрожает Судану в этот переходный период. В конце 2021 года и 2022 году стоит ожидать продолжения протестов и борьбы за власть, которая, впрочем, пока не означает полноценного военного переворота. Вероятнее всего, будут предприняты попытки заключить новые соглашение между представителями военного и гражданского руководства страны. С другой стороны, возникающие из-за этого риски будут оказывать негативное воздействие на экономическую ситуацию, провоцируя тем самым новые массовые протесты и усугубление кризиса.