Новая техновойна: как США сражаются с TikTok

В последние месяцы все более активно обсуждается запрет платформы TikTok на всей американской территории.

Первые разговоры об этом пошли еще при Трампе, в августе 2020 года он подписал указ, который блокировал все транзакции ByteDance, материнской компании TikTok. Логика документа объяснялась необходимостью навести порядок в сфере медиаплатформ. «Распространение (приложений, контролируемых правительством Китая – Авт.) продолжает угрожать национальной безопасности, внешней политике и экономике США», – говорилось в документе. Еще один указ тогда ударил по WeChat, популярному в Китае мессенджеру, которому также запретили проведение транзакций.

foto

cgtn.com

При президенте Байдене давление на TikTok только усилилось: от администрации ByteDance потребовали продать приложение, в противном случае оно будет запрещено на территории США.

Такая жесткая позиция уже привычно аргументируется соображениями национальной безопасности, а именно тем, что владение TikTok компанией ByteDance может дать китайским властям доступ к личным данным 150 миллионов американских пользователей, которых, конечно же, хотели бы контролировать на родине.

Не нравятся американским властям и алгоритмы видео-рекомендаций площадки, поскольку, по их мнению, они могут быть использованы для продвижения внешнеполитических целей КНР.

Ситуация подогревается и публикациями в СМИ. Так, недавно в The Washington Post появилось интервью с бывшим сотрудником TikTok, который, по его словам, ранее встречался с представителями Конгресса США, чтобы поделиться своими опасениями по поводу того, что стратегия компании по защите данных американских пользователей глубоко ошибочна. Он также сообщил, что представил доказательства, которые могут вызвать у законодателей подозрения в отношении приложения.

Ранее администрация TikTok активно продвигала план реструктуризации Project Texas, реализация которого должна была обойтись в 1,5 миллиарда долларов. План позиционировали как способ нейтрализации риска кражи или злоупотребления использованием данных со стороны китайского правительства. Теперь эта стратегия под вопросом.

Удобно, не правда ли? Особенно учитывая тот факт, что власти Соединенных Штатов не предоставили доказательств того, что китайское правительство получило доступ к данным или коду TikTok.

Тем временем волна недоверия к TikTok набирает обороты по всему миру: вслед за США Новая Зеландия запретила сотрудникам своих правительственных учреждений использовать приложение на рабочих устройствах. Ранее о возможности такого запрета высказывались и в Великобритании. Аналогичные меры были приняты в Австралии, Бельгии, Канаде, также к запрету присоединились в Европарламенте и Еврокомиссии.

Только запретительными мерами дело не обошлось. В Турции, где приложение было очень популярно (страна занимает девятое место по количеству пользователей TikTok в мире, имея около 30 миллионов аккаунтов в социальных сетях), его оштрафовали на 1,75 млн лир за слабые меры в области защиты данных.

В США же риторика накалена до предела – впрочем, уже не первый месяц. В феврале этого года сенатор-демократ Майкл Беннет призывал Apple и Google «выгнать» TikTok из магазинов приложений. «Ни одна компания, подчиняющаяся диктату Коммунистической партии Китая (КПК), не должна обладать полномочиями собирать такие обширные данные об американцах или предоставлять контент почти трети нашего населения», – написал сенатор в письме генеральному директору Alphabet Сундару Пичаи и генеральному директору Apple Тиму Куку.

В свете конкуренции TikTok с разделом Shorts американского видеохостинга YouTube такие заявления американских политиков еще и выглядят как расчистка рынка для местных компаний, дела у которых, к слову, идут не очень. Та же Google продолжает регулярные сокращения сотрудников.

Тем не менее, если рассматривать это как попытку лоббизма, эффект от нее получится скорее отрицательный. Запрет TikTok может затронуть целые экономические цепочки. Об этом пишет американский Forbes. Издание отмечает, что платформа является мощным и постоянно растущим механизмом поддержания экономической активности, который жители США регулярно используют для открытия бизнеса и построения карьеры, а не только для просмотра смешных видео, как это было в самом начале развития площадки. TikTok помогает привлекать клиентов, а многие авторы контента сами превратились в мини-компании, поддерживаемые десятками или даже сотнями самых разных сотрудников, от пиарщиков до финансистов.

Forbes отмечает, что все больше людей используют приложение в качестве поисковой системы. Издание ссылается на тот факт, что Google в прошлом году признал рост доли аудитории в возрасте от 18 до 24 лет, которая использует TikTok вместо поиска Google. Таким образом, площадка конкурирует не только с видеохостингом YouTube, но и может поставить под вопрос существование Google в целом, ведь трафик также формирует прибыль компании, в том числе и привлекая рекламодателей, которые вместе с аудиторией могут в большом количестве уйти на новую площадку, уже ставшую основным инструментом для поиска небольших дистрибьютеров, не брендовых и нишевых товаров.

Учитывая, что технологические компании в США обладают огромным лоббистским ресурсом, который помогает уже много лет уклоняться от принятия жестких мер регулирования их деятельности со стороны американского государства, запретительная кампания в отношении TikTok может быть вполне логична. И если Дональд Трамп априори поддерживал отечественный для него бизнес, то администрация Байдена вполне может попытаться «убить двух зайцев», решив вопрос с ненавистным иностранным конкурентом американских бигтех-компаний и сконцентрировав данные пользователей в уже налаженной системе обмена информацией между спецслужбами и американскими IT-гигантами.