Субмарина становится желтой

Британия модернизирует подводный флот Тайваня.

Межпартийная группа депутатов британского парламента посетила Тайвань. Все бы ничего, но главный пункт программы визита, сильно взволновавший Китай, – обсуждение программы развития парка подводных лодок. Глава делегации, член парламента от консерваторов Боб Стюарт заявил, что Тайвань «находится на передовой борьбы за демократию и готов к любым действиям для ее защиты».

foto

Press Association

В прошлом году экспорт британских технологий, оборудования и компонентов для тайваньских подлодок вырос кратно. За первые 9 месяцев 2022 года правительство Великобритании одобрило передачу 25 лицензий на сумму 167 миллионов фунтов (206 миллионов долларов). Это больше, чем за шесть предыдущих лет вместе взятых. Есть данные и посвежее, пока они не подтверждены тайваньской стороной, но в целом вектор понятен. Для сравнения: в 2008 году, когда зарождалась программа модернизации, Британия выделила на нее 3,3 миллиона фунтов.

В 2017-м Тайвань официально объявил о создании серьезного подводного флота. Планируется протестировать первый прототип новой субмарины уже в сентябре и спустить со стапелей первый из девяти подводных кораблей уже в 2025-м.

МИД Китая ожидаемо выступил с заявлением: «Если это правда, то действия британской стороны серьезно нарушают принцип «одного Китая», который подразумевает суверенитет и безопасность страны и ставят под вопрос мир и стабильность в Тайваньском проливе».

Но у разных государств – разный подход к принципу «одного Китая». Западные страны так или иначе демонстрировали свою поддержку Тайваню, не признавая при этом его независимости. Великобритания тоже не имеет официальных дипотношений с островом, но поддерживает серьезные торговые связи и де-факто имеет даже негласное посольство в Тайбэе.

Правительство Британии выступило с заявлением о том, что «экспорт товаров на Тайвань находится под контролем и в каждом конкретном случае проводится проверка на соответствие правилам поставок вооружений и товаров двойного назначения».

Тогда откуда такой спрос на лицензии? По открытым данным Организации контроля за экспортом, а это структура департамента международной торговли Британии, все 25 лицензий подпадают под категории «компоненты для подлодок» и «технологии для подлодок». Правда, какие конкретно компании получают право на экспорт лицензий и какое конкретно оборудование имеется в виду, не уточняется.

Одна лицензия, под грифом ML9, включает в себя «боевые суда, специальное судоходное оборудование, компоненты и другие надводные суда». Другая, ML22, – это «технологии, необходимые для развития, производства, установки, ремонта и обслуживания оборудования или софта». Согласно британскому списку военных товаров, на экспорт всего этого добра необходимо специальное разрешение.

Правда и то, что особо распространяться о подробном содержании пакета поставок – не в интересах обеих сторон. Тобиас Эллвуд, глава комитета по обороне палаты общин, посетил Тайвань в декабре 2022 года и заявил тогда агентству Рейтер: «Любое объявление о специфике такого нашего экспорта может привести к раскрытию конфиденциальной информации об оборонительных возможностях Тайваня, и поэтому осторожность правительства Великобритании в обсуждении этого экспорта оправдана».

Вообще британские парламентарии и эксперты всех уровней зачастили на остров. Официальный представитель МИД Китая даже заявил: «Мы призываем британскую сторону воздержаться от любых форм особых обменов с Тайванем, поскольку они посылают ложные сигналы сепаратистским силам».

Этим призывам мало кто внимает. Еще в ноябре прошлого года Риши Сунак вспомнил о термине, который в 2015 году ввел в обращение его предшественник Дэвид Кэмерон. Сунак заявил буквально следующее: «Так называемая «Золотая эра» отношений с Китаем закончена. При этом похоронена и наивная идея о том, что успешная торговля может привести к социальным и политическим реформам. Мы констатируем, что политика Китая – это системный вызов нашим ценностям и интересам, причем такая политика ведет к еще большему авторитаризму».

Свое видение мирового устройства, а если точнее, видение себя в окружающем мире, Британия периодически обнародует в «Интегрированном обзоре» (политики в области безопасности, обороны, развития и иностранных дел). Сунак, при том, что он явно ужесточил свой нарратив в отношении Китая по сравнению с предвыборной кампанией, не стал называть Китай «угрозой», хотя его предшественница, Лиз Трасс, собиралась прописать именно это определение в «Интегрированном обзоре».

Бывший лидер тори Иан Дункан Смит полагает, что сунаковский «системный вызов» – это ни о чем. «Китай понимает силу и четко видит слабость. А это ни что иное, как проявление слабости».

Вообще же в кругах британских экспертов по обороне есть понимание, что, хотя, конечно, географически ближайшая для них угроза – Россия, но если льды Арктики продолжат таять, то китайский подводный флот тут же окажется у берегов Европы. А в «Интегрированном обзоре» за нынешний год отмечается, что возможный конфликт в Индо-Тихоокеанском регионе может иметь более серьезные последствия, нежели кризис на Украине.

Говоря об этом регионе, стоит отметить, что британский парк подводных лодок должен в скором времени удвоиться – к 2030 году первые новые субмарины уже встанут в строй. А к 2040 году Австралия в рамках пакта Aukus (Australia-UK-US) получит новые подводные корабли, сделанные не только по английским чертежам, но и на британских заводах Rolls-Royce и BAE Systems. Тайваньские субмарины тоже могут пригодиться.