Пять глаз смотрят за нами

Огромный разведывательный альянс намерен расширяться.

Пакт «Пять глаз» (Five Eyes или FVEY) существует аж с 1943 года, но пышных празднований 80-летия не предусмотрено: он тайный. У него нет ни адреса, ни офиса, ни работников. Изначально это был альянс двух разведок – английской и американской, – предназначенный для обмена данными перехвата между американским Агентством национальной безопасности и британским Центром правительственной связи. В 1948 году к ним присоединилась Канада, а в 1956-м – Австралия и Новая Зеландия.

foto

CGTN

То есть слушаются разговоры в третьих странах, анализируются и архивируются данные об операторах связи, их возможностях, аппаратуре и правилах работы. Потом идет братский и безвозмездный обмен этой информацией между Британией и США, причем такого нет даже в НАТО.

По идее наблюдать надо было в основном за СССР и всем, что могло быть причастным к коммунистическим идеям: антиимпериалистическими и антикапиталистическими движениями в Азии, Латинской Америке и в Африке. В 50-х годах была попытка привлечь Норвегию, Данию и Западную Германию, но те попробовали и вежливо спустили дело на тормозах.

За каждым членом «пятерки» закреплен свой регион слежения за сигналами. Австралия наблюдает за Южной и Восточной Азией. Канада – за внутренними частотами России и Китая. Новой Зеландии достались Юго-Восточная Азия и западный Тихий океан. Британии – Гонконг, Ближний Восток и Европа. США тоже следят за Россией и Китаем, а еще слушают Латинскую Америку, Карибы и Африку.

Пакт был настолько засекречен, что премьер-министр Австралии Гоф Уитлэм сам в 1973 году с удивлением узнал, что вверенная ему страна состоит в шпионском альянсе. При этом Уитлэм известен тем, что вывел войска из Вьетнама, признал КНР и отменил политику «Белой Австралии». А тут такое. Но самое смешное, что австралийская база радиоперехвата Пайн Гэп находилась под прямым контролем и командованием ЦРУ.

Официально о существовании FVEY стало известно только в нынешнем столетии. В июне 2010 года был обнародован текст пакта, и журнал «Тайм» назвал его одним из важнейших документов времен холодной войны. Но к  тому времени война эта уже закончилась и альянс, точнее его дочерние проекты, начали собирать информацию о невоенных объектах – правительственных организациях, предприятиях и частных лицах.

Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси оправдал шпионаж своих европейских друзей тем, что «они защищают американские предприятия от коррупции в странах, где взятки вычитают из налогооблагаемой суммы». Дональд Трамп, как только что стало известно, списал из налогов своей компании 130 тысяч долларов, которые были заплачены звезде порнофильмов за молчание. Но к FVEY это отношения не имеет.

В 2013 году, после откровений Эдварда Сноудена выяснилось, насколько широко раскинуты сети. Перехватывалась информация со спутников, а в местах стыковки подводных дата-кабелей установлены жучки. Программа Prism, еще одна из «дочек» FVEY, позволяет разведке напрямую подключиться к серверам крупнейших корпораций: Microsoft, Apple, Yahoo, Google, Facebook, AOL, Paltalk, Skype и YouTube.

Простой слежки оказалось мало. Администрациия Трампа развернула работу альянса в сторону Китая, ставшего серьезным конкурентом. Индо-Тихоокеанский регион является стратегическим направлением номер один. Байден согласился с такой концепцией. И получилось, что сама система FVEY становится все более политизированной и уже не является просто радиотехнической разведкой.

Например, в августе 2020 года министры иностранных дел альянса призвали власти Гонконга поторопиться с выборами. В ноябре понуждали Пекин прекратить преследования тайваньских народных избранников. Ранее объявляли дипломатический бойкот Олимпийским играм в Китае. Присоединились к санкциям, введенным ЕС после репрессий в отношении уйгуров в Синьцзяне.

Представитель МИД Китая отреагировал на это так: «Не важно, сколько у них там глаз, пять или десять. Если они позволят себе нападки на суверенитет и безопасность развития Китая, то мы выколем все. Как бы не остаться слепыми».

Не так давно Вашингтон рекомендовал своим союзникам не пускать на свою территорию Huawei, китайский телекоммуникационный концерн, занимающийся в числе прочего продвижением сетей 5G. Американские специалисты считают, что таким образом китайцы расставляют ловушки для промышленного шпионажа.

Австралия послушалась, и тогда, в 2018 году, это стало первым сигналом о политизации FVEY. А вот Новая Зеландия засомневалась, поскольку она, одна из «пятерки», связана с Китаем соглашением о свободной торговле, а это треть ее экспорта. Союзники даже заговорили о том, что Новая Зеландия попала под влияние Пекина и вскоре там появится чуть ли не китайская военная база.

Явный разворот FVEY в сторону политизации не все восприняли однозначно. Бывший заместитель госсекретаря по разведке Австралии Хью Уайт относится «скептически к тому, что такое долгосрочное и эффективное сотрудничество в обмене разведывательной информацией теперь конвертируется в противостояние китайским вызовам». Джонатан Айал из британского исследовательского Королевского Института объединенных служб видит в этом «возврат к холодной войне», только теперь роль СССР будет предназначена Китаю. Ричард Фадден, бывший директор Канадской службы разведки и безопасности (CSIS), напротив считает, что «Пекин представляет сейчас главную угрозу для членов «пяти глаз» и для Запада в целом».

Понятно, что для достижения новых целей альянсу понадобятся новые союзники. При обсуждении бюджета США на 2022 год подкомитет Конгресса по разведке и спецоперациям предложил расширить круг участников FVEY и пригласить туда Южную Корею, Индию и Германию. Давний союзник Вашингтона – Израиль с его наработками по Ближнему Востоку тоже в списке. Япония уже работает на российском, китайском и северокорейском направлениях.

Таким образом, альянс может в скором времени обладать не пятью, а девятью или десятью глазами. Бывший командующий военно-морскими силами США в НАТО адмирал Джеймс Ставридис так и сказал: «В современном мире западным союзникам нужен глаз да глаз. Много глаз».