16 сентября Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Австралия объявили о создании расширенного трехстороннего партнерства в области безопасности, уже известного как AUKUS.
Согласно официальному заявлению лидеров трех стран, которое было опубликовано Белым домом, новый оборонный альянс позволит его членам поддерживать интересы в сферах обороны и безопасности, а также наращивать обмен информацией и технологиями, углублять технологическую интеграцию и укреплять цепочки поставок оборонной продукции.
Первой инициативой AUKUS стала сделка, согласно которой Австралия приобретет для своего Королевского военно-морского флота американские атомные подводные лодки. Точнее, первые подлодки, может быть, и будут приобретены. Остальные же будут строиться непосредственно в Австралии по технологиям и из комплектующих США.
Что интересно, в Канберре до этого уже запланировали приобретение субмарин у Франции. Правда не атомных, а дизельных, но их постройка уже была начата Парижем. Так что выходит, что Вашингтон попросту перебил многомиллиардный контракт у своих же партнеров по НАТО. Вышло у американцев, как всегда, не очень красиво. Ведь на подобные «перехваты» сделок и в бизнесе смотрят косо, не то, что в большой политике, в отношениях между странами, которые считаются «стратегическими партнерами» и даже «союзниками».
Негативно встретили новость о том, что Австралия получит атомные подводные лодки, да еще с ракетами, которые также входят в первую сделку AUKUS, в Китае.
Представитель Министерства иностранных дел КНР Чжао Лицзянь заявил, что подобные действия Вашингтона и его союзников являются угрозой не только региональной стабильности, но и миру в целом, а также подчеркнул, что США ведут «холодную войну» против Поднебесной.
Оценивая перспективы создания нового альянса, эксперты американского аналитического центра IHS Global Insight отмечают, что AUKUS, скорее всего, был инициирован Австралией, подчеркивая более широкую стратегию по расширению и укреплению экономического и военного присутствия Канберры в Индо-Тихоокеанском регионе.
За последние два-три года Австралия постепенно наращивала взаимодействие со странами Индо-Тихоокеанского региона, в первую очередь, стремясь к более тесным экономическим связям и контактам в области безопасности с Индией, Индонезией, Японией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в целом. В данном контексте AUKUSсогласуется с этой стратегией и, скорее всего, получит межпартийную внутреннюю поддержку в Австралии.
При этом американские аналитики отмечают, что ухудшение отношений между Канберрой и Пекином также, вероятно, являются одним из факторов создания альянса. За последние годы две страны ввели друг против друга ряд экономических санкций. Так, Поднебесная приостановила всю деятельность в рамках Китайско-австралийского стратегического экономического диалога, сигнализируя о своем намерении ограничить долгосрочную роль Австралии в качестве своего ведущего экономического партнера.
Канберра в свою очередь отменила два проекта китайской инициативы «Один пояс – один путь», которые ранее были одобрены штатом Виктория. А Пекин приостановил закупки австралийского СПГ, поддержав тем самым экспорт туркменского сырья, которое поступает в КНР по магистральным газопроводам.
Возвращаясь к теме отмены контракта на строительство Францией подводных лодок, добавим, что, как отмечают в IHS Global Insight, хотя Канберра в своих стратегических оборонных доктринах в 2020 году и взяла курс на развитие своих возможностей на основе укрепления интеграции с Соединенными Штатами, ключевым фактором приобретения субмарин у Вашингтона, стоит расценивать возможность последующей модернизации атомных подводных лодок. Немаловажным фактором в американо-австралийской сделке являются поставляемые в виде бонуса крылатые ракеты «Томагавк».
Кроме того, приобретение атомных подлодок позволит флоту Австралии проводить скрытые операции на большей дальности и более длительные по времени. Тем не менее, в реальности подобный сценарий может реализоваться еще не скоро. По графику подлодки поступят лишь в 2040 году. Да и вооружить атомные подводные лодки Австралии ядерным оружием якобы пока не планируется. Во всяком случае, согласно официальным заявлениям.
Однако если принять во внимание тот факт, что в рамках AUKUS предполагается расширение военного присутствия США на территории Австралии и, плюс к существующей, строительство нескольких новых баз, исключить возможность того, что на одной из них будут храниться ядерные боеголовки для «Томагавков», пусть и под американским контролем, нельзя. Тем более, что за примером ходить далеко не надо. До недавнего времени ядерные заряды хранились в Турции, и по сей день – хранятся в Германии.
Во Франции Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал действия американцев и австралийцев «ударом в спину». После чего Париж немедленно отозвал своих послов из этих стран. Достаточно резко выступил по поводу отмены сделки и Брюссель, в чем усматривается поддержка Франции Берлином.
Тем не менее, в IHS Global insight считают, что реакция Парижа хоть и будет резкой, но при этом непродолжительной.
Нынешнее разочарование Франции по поводу AUKUS вряд ли изменит стратегические отношения между Францией и Великобританией (третьим участником нового блока), которые долгое время характеризовались как смесь доверия и недоверия.
Два государства Западной Европы по-прежнему имеют общие стратегические и оборонные цели. Однако цель Великобритании оставаться главным стратегическим союзником США, вероятно, была главной движущей силой ее политики в отношении AUKUS. Тем более, что страны-участницы долгое время поддерживают тесные стратегические отношения в рамках «Five Eyes», в том числе через группу по обмену разведданными. Участие Великобритании в AUKUS также отвечает намерениям Лондона сохранить некоторое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе, о чем свидетельствует недавнее присутствие в регионе британского авианосца.
Американские аналитики также считают, что, несмотря на то что переговоры по AUKUSвелись на протяжении не одного месяца, объявление о создании альянса было сделано только после вывода войск США из Афганистана. Причиной тому, на наш взгляд, является стремление продемонстрировать своим союзникам, что Вашингтон не уходит из Индо-Тихоокеанского региона полностью, а лишь меняет свои приоритеты.
Помимо этого, нельзя не отметить и тот факт, что AUKUS для американцев, несомненно, является частью стратегии по глобальному противостоянию с Китаем.
Другим вопросом является реакция стран региона на создание нового военного альянса. Так Министерство иностранных дел Индонезии 17 сентября опубликовало заявление, в котором говорится, что оно осторожно рассматривает события, касающиеся AUKUS, и обеспокоено «продолжающейся региональной гонкой вооружений».
С аналогичным заявлением выступил премьер-министр Малайзии Исмаил Сабри Яакоб.
Оба заявления указывают на то, что эти ключевые региональные страны, скорее всего, были проинформированы об AUKUS только после завершения переговоров, а предварительных консультаций с ними не проводилось.
Впрочем, некоторые данные указывают на то, что Индия и Япония все же были в курсе проекта по созданию нового альянса. В IHS Global Insight в этой связи отмечают, что возможно причиной тому было членство стран в Четырехстороннем диалоге по безопасности, куда также входят Австралия и США.
В данном контексте AUKUS вряд ли приведет к пересмотру существующих договоренностей: например, премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн заявила 18 сентября, что альянс не влияет на отношения в области безопасности и обмена разведданными в раках «Five Eyes». Однако дипломатическое исключение и явное отсутствие консультаций с членами АСЕАН, вероятно, заставят страны Индо-Тихоокеанского региона искать более надежные гарантии в отношении будущих партнерских отношений с расширенными сроками переговоров, поскольку они, вероятно, рассматривают AUKUSкак отражение западного видения Индо-Тихоокеанского региона.
Чтобы успокоить озабоченность АСЕАН, западные правительства, скорее всего, предложат отдельным государствам-членам партнерские отношения в области обороны и безопасности, но к ним нужно будет подходить на основе консенсуса.
В британском аналитическом центре Economist Intelligence Unit (EIU) заявляют, что США движутся по пути создания на территории Австралии своих военных баз. Эксперты также добавляют, что подобное расположение является куда более безопасным для военных Пентагона и менее уязвимым перед «китайской угрозой» по сравнению с теми, которыми они располагают в настоящее время на территории Японии, Южной Кореи, островах Тихого океана и т.д.
Внутри самой Австралии, несмотря на двухпартийную поддержку AUKUS, а также одобрение со стороны оппозиционной лейбористской партии, которая в настоящее время лидирует в опросах общественного мнения в преддверии выборов 2022 года, в ближайшей перспективе недовольство все же может высказать местный бизнес, озабоченный столь нестабильным развитием отношений с Китаем и резко возрастающими рисками.
В EIUдобавляют, что, несмотря на то что отношения между Китаем и Австралией в обозримой перспективе вряд ли улучаться, новые санкции Пекина в адрес Канберры в ближайшее время также маловероятны.
В IHS Global Insight в этой связи констатируют, что если ответные действия из Поднебесной и последуют, то будут носить торговый характер, а также меры в сфере безопасности. При этом если за новым трехсторонним пактом последуют заявления или политические шаги, которые бросают вызов его интересам, таким как права на свободу судоходства в Южно-Китайском море или политическое признание Тайваня, реакция Пекина будет более вероятной.
В заключение хотелось бы отметить, что хотя зарубежные политики и эксперты рассматривают создание AUKUS как еще один шаг в американо-китайском противостоянии, не следует забывать и о том, что новое формирование под эгидой США и увеличение подводного флота их союзников угрожает и российским интересам в регионе. И не только интересам, но и безопасности наших рубежей на Тихом и Северном ледовитом океанах. Думается, что наше военно-политическое руководство этим вопросом уже озаботилось…
Фото: aljoumhouria.com