Вселенная обмана?

С какими проблемами сталкивается корпорация Meta*

В последнее время эта признанная в России экстремистской организация все чаще сталкивается с претензиями со стороны крупного бизнеса и даже собственных акционеров.

foto

Andrew Caballero-Reynolds/AFP via Getty Images

В конце марта Free TV Australia, представляющая австралийские вещательные компании, заявила, что мошенническая реклама с участием их телеведущих и поддельные новостные сюжеты несколько лет причиняли вред пользователям.

Образы телезвезд использовались для вовлечения людей в фейковые конкурсы и криптомошенничество.

Мошенники также создали поддельные страницы под брендом одного из телеканалов группы, отвечали пользователям в комментариях, сообщая, что они выиграли приз.

Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей в марте прошлого года способствовала возбуждению дела в федеральном суде, утверждая, что Meta* «помогала и подстрекала» в распространении мошеннической рекламы, которая обошлась некоторым австралийцам в сотни тысяч долларов.

Регулятор заявил, что убытки от рекламы мошенников в социальных сетях почти удвоились с заявленных 49 миллионов долларов в 2020 году до 92 миллионов долларов в 2021 году, и цифры, вероятно, будут еще выше, потому что большинство жертв не заявляют об обмане.

Дело еще находится в стадии рассмотрения, но в Free TV Australia заявили, что, несмотря на предпринятые регулятором меры, действия корпорации остаются «неадекватными». «Поддельные объявления продолжают быстро появляться после их удаления. Эти неадекватные процессы модерации наносят ущерб деловой репутации вещательных компаний, а также личной репутации знаменитостей и медийных персон, которые представлены в ложном свете», - говорится в сообщении организации.

«Несмотря на значительный ущерб для потребителей от этих мошеннических действий, в дополнение к репутационному ущербу для ведущих, цифровые платформы медленно реагируют на запросы об удалении».

Во Free TV заявили, что платформы обязаны следить за тем, чтобы публикуемый ими контент не был «поддельным, вредным, вводящим в заблуждение или дискредитирующим», и призвали маркировать фейковую рекламу.

Представитель Meta* отметил, что мошенники в интернет-пространстве всегда были проблемой, и проявляются они не только на платформах социальных сетей, а корпорация выделяет большие ресурсы на борьбу с ними.

Вот только с такой позицией компании не согласны даже собственные акционеры. Так, по сообщению Reuters, ряд американских пенсионных и инвестиционных фондов, которые владеют акциями компании, подали в суд на Meta* и ее топ-менеджеров. Они утверждают, что компания не борется с преступной деятельностью в своих социальных сетях, из-за чего страдают интересы акционеров

Плохо регулируемая реклама наносит ущерб и имиджу политиков. В той же Австралии в начале этого года прогремел громкий скандал, связанный с использованием внешности премьер-министра страны Энтони Альбанезе.

Согласно архиву объявлений на Facebook*, с начала этого года музыкальная страница с 14 тысячами подписчиками разместила 51 рекламу с количеством просмотров от тысячи до 15 просмотров. В ней содержались ссылки на поддельные новостные сайты, в которых подробно описывается “инвестиционная возможность”, а также представлены плохо отфотошопленные изображения австралийского политика, которого якобы арестовали, с заголовками: «Не знал, что камера все еще записывает» и «Это конец его карьеры?».

В Meta* опять отделались дежурными объяснениями, но проблема дипфейков с постоянным развитием этой технологии стоит все острее, и мошенники, а также различные политические силы могут пойти и дальше. В этом случае халатно работающие механизмы модерации площадок могут подстегнуть уже гораздо более сильный политический скандал.

Есть вопросы к компании и у голландского суда: 15 марта орган, рассматривающий коллективный иск, установил, что Facebook* Ireland, европейская дочерняя компания Meta*, ненадлежащим образом использовала персональные данные граждан Нидерландов в период с 2010 по 2020 год.

В суде постановили, что компания нарушила закон, поскольку личная информация обрабатывалась в рекламных целях, хотя в данном случае это запрещено. Также было установлено, что личная информация была передана третьим лицам без уведомления пользователей и без законных оснований для этого.

Все судебные разбирательства идут на фоне беспрецедентных сокращений сотрудников компании, и, судя по всему, весьма напряженной обстановки в менеджменте. В феврале появилась информация, что компания увеличивает свои расходы на обеспечение личной безопасности исполнительного директора и соучредителя Марка Цукерберга. Расходы увеличатся на 4 млн, и они достигнут 14 млн долларов.

Правление компании заявило, что увеличение «было уместным и необходимым в данных обстоятельствах», и было введено для решения проблем безопасности из-за конкретных угроз, возникающих из-за должности Цукерберга.

Ему разрешено использовать деньги для оплаты дополнительного персонала, оборудования, услуг, а также улучшения жилищных условий и других потребностей, связанных с безопасностью. Последний раз расходы на личную безопасность Цукерберга пересматривали в 2018 году, и были установлены на уровне в 10 миллионов долларов.

Нельзя оценивать подобное решение компании, не зная всей ситуации, но можно констатировать, что такой шаг может свидетельствовать о невольном пересмотре общей стратегии компании, ведь раньше Цукерберг позиционировался как скромный филантроп, получающий зарплату в 1$, теперь же вырисовывается образ жесткого предпринимателя, прячущегося от недовольных сотрудников за охраной и высокими стенами.

Meta* же все больше закапывается в свою же стратегию погони за прибылью, которая ориентировалась в том числе и на доходы от рекламы. Теперь же они падают, в том числе из-за судебных разбирательств, плюс можно предположить, что рекламодатели не хотят ассоциировать свои бренды с мошенниками, а учитывая используемые образы, нельзя исключать, что подобные история могут обернуться очередными слушаниями в Конгрессе и судебными разбирательствами по всему миру.

И если американским властям сейчас не вполне до этого, поскольку они увлеченно сражаются с TikTok, то в Европе, например, крайне жесткое законодательство, не терпящее ответов о больших усилиях, направленных на модерацию рекламы.

*Признана экстремистской и запрещена в РФ.