Как пишет на сайте «Центра стратегических исследований Бегина-Садата» эксперт по международному праву Майкл Кальво, «в течение многих лет еврейский народ Израиля исправно платил налоги Католической церкви и другим церквям в Иерусалиме и в других местах Израиля. Настало время не только церквям начать платить налоги, которые они должны Государству Израиль, но и восстановить огромные богатства, отнятые у еврейского народа и украденные церковью из его наследия на протяжении веков.»
Уместно будет напомнить, что Святой Престол признал Израиль только 30 декабря 1993 – спустя 45 лет после того, как 14 мая 1948 года была провозглашена независимость Израиля. В тот день были подписаны Основополагающее соглашение между Святым Престолом и государством Израиль и дополнительный протокол. Эти тексты на английском языке можно прочитать на сайте МИДа Израиля.
Израилем Основополагающее соглашение было ратифицировано 20 февраля 1994 года, а Святым Престолом – 7 марта 1994 года. Нунциатура – высшее дипломатическое представительство – Ватикана в Израиле и посольство Израиля в Риме были открыты 19 января 1994 года.
За двадцать восемь лет до того, 4 января 1964 года, тогдашний Папа Павел VI прибыл в Иорданию. На следующий день он отправился в Израиль, чтобы посетить Назарет, Тверию – город на западном берегу Галилейского моря – и Тель-Мегиддо – место, где, по пророчеству, должна произойти Армагеддонская битва. В то время он встретился с президентом государства Израиль Залманом Шазаром, но не стал встречаться с премьер-министром Леви Эшколем. Не посетил Папа и Западный Иерусалим, а также со слов журналистов, никогда не произносил самого слова «Израиль». По-видимому, он принял эти меры предосторожности из опасения, что в противном случае его визит может означать де-факто признание Израиля.
Почти двумя годами позже, 28 октября 1965 года, была провозглашена Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям, Nostra Aetate.
Пометки на полях: Вряд ли Декларация «похоронила демонов католического антисемитизма», как выразился на сайте американского исследовательского центра Gatestone Institute Алан Дершовиц.
То итальянский епископ Анджело Иди напялит свастику и вскинет руку в фашитском приветствии, то британский епископ Ричард Уильямсон станет отрицать Холокост, то гондурасский архиепископ кардинал Оскар Андрес Родригес Марадиага заявит , что это евреи повлияли на средства массовой информации, чтобы использовать текущую полемику по вопросу о сексуальном насилии со стороны католических священников в отношении их же юных послушников – естественно – чтобы отвлечь внимание от израильско-палестинского кризиса.
10 ноября 1997 года Святой Престол и Израиль заключили Соглашение о правосубъектности. В соответствии со статьей 11 этого соглашения Святейший Престол и Государство Израиль должны были заключить всеобъемлющий пакт, который содержал бы приемлемые для обеих сторон решения по любым невыясненным, нерешенным или спорным вопросам, касающимся экономических и имущественных вопросов, относящихся к Католической Церкви или к ее общинам и учреждениям.
Была создана Постоянная двусторонняя рабочая комиссия, и в течение многих лет проводились встречи, но окончательного соглашения достигнуто не было. В 2017 году Рабочая комиссия внесла свои предложения, но ни Святой Престол, ни Израиль не пожелали его подписать.
Первоначально стороны предполагали, что соглашение должно быть достигнуто в течение двух лет с момента начала переговоров (статья 10.3). В ходе переговоров стороны договорились избегать действий, несовместимых с обязательствами Соглашения (статья 10.4).
Согласно международному праву, в таких обстоятельствах соглашение должно было быть достигнуто в «разумные сроки». С момента подписания Соглашения прошло более 26 лет, но никаких решений согласовано не было. Соответственно, Израиль стал применять израильское законодательство к имуществу католической церкви. Что, как считает Майкл Кальво, нельзя ставить ему в вину.
Исторически – при османах и Британском мандате – имущество Церкви пользовалось особым правовым и налоговым статусом в соответствии с Митилинскими соглашениями от 2, 4, 6, 9 и 10 ноября 1901 года (Обмен письмами). В соответствии с этими соглашениями французским церквям, часовням, больницам, клиникам, детским домам и приютам, а также другим французским и охраняемым французским учреждениям были предоставлены таможенные и налоговые льготы. Турки опустили ссылку на «договоры и конвенции» и сослались на прошлую практику и обычаи. По Константинопольским соглашениям от 18 ноября 1913 года большинство французских католических учреждений (школы, церкви, монастыри, больницы, медицинские диспансеры были поставлены под «защиту Франции», и им были добавлены определенные привилегии. Эти учреждения были освобождены от таможенных, подоходных, муниципальных и имущественных налогов.
Другим церквям и европейским государствам также удалось получить аналогичные привилегии от Османской империи.
9 сентября 1914 года правительство Османской Империи, воспользовавшись началом войны в Европе, объявило о своем решении с 1 октября того же года отменить то, что оно назвало «капитуляциями». Перечисленные выше привилегии были отменены, а «вражеские» консулы - включая французского - изгнаны. Французскому религиозному протекторату пришел конец.
Во время Британского мандата Великобритания восстановила некоторые льготы и привилегии для различных церквей, но не было никаких сомнений в том, что дни Протектората прошли. Герберт Сэмюэль, первый британский верховный комиссар в Палестине, напомнил кардиналу Гаспарри: «Французского протектората больше нет … Франция отказалась от него в Сан-Ремо».
И вот 1948 год. Создается Государство Израиль. Статус церкви становится совершенно неясным, а ситуация – «интересной». Согласно международному праву, Израиль не является государством-правопреемником какого-либо существующего суверенного государства. Следовательно, прежние привилегии и не могли продолжать свое действие.
В израильском земельном реестре (Табу) французские католические учреждения зарегистрированы на имя их владельца. Эти учреждения не являются французскими колониями и не представляют собой независимую территорию, которую Израиль передал Франции. Поэтому, в соответствии с международным правом, их невозможно считать консульствами или посольствами. Тем не менее, именно эта позиция была использована президентами Жаком Шираком и Эммануэлем Макроном, когда они посещали христианские церкви в Израиле, в качестве основания для запрета в доступе для сотрудников израильских служб безопасности.
Франция утверждала, что у нее есть права и привилегии, упомянутые в Митилинских соглашениях, Константинопольском соглашении (18 декабря 1913 года) и Соглашениях Шовеля-Фишера (6 сентября 1948 года-31 января 1949 года), и что Израиль признал эти права в результате обмена письмами между временным правительством Государства Израиль и Французской Республикой в период с 6 сентября 1948 года по 31 января 1949 года. Признание Францией государства Израиль зависело от этого, а также от принятия возможной интернационализации Иерусалима.
В письме от 6 сентября 1948 года Мориса Фишера, представителя Временного правительства Государства Израиль в Париже, Жану Биношу, директору Министерства иностранных дел Франции по Африке-Леванту, израильское правительство подтвердило, что «оно должно, в принципе, уважать приобретенные права и привилегии французских католических учреждений». Франция запросила подтверждение 24 января 1949 года, и оно было немедленно предоставлено. Затем Франция признала Государство Израиль в тот же день – 24 января 1949 года.
Эти права и привилегии ограничены конкретными французскими католическими учреждениями (Oeuvres Françaises établies sur l'ensemble de l'ex-territoire Palestinien), перечисленными в письме от 24 января 1949 года. Они применимы не ко всем церквям.
Согласно израильскому законодательству, международные соглашения должны быть признаны израильским Кнессетом (парламентом) в качестве закона. Но Верховный суд Израиля не придал никакого юридического значения Соглашению Шовеля-Фишера, поскольку ни один соответствующий закон не был принят. Тем не менее, израильское правительство согласилось сохранить налоговые льготы и привилегии, предоставляемые французским католическим учреждениям.
С момента создания государства Израиль в 1948 году католические и другие христианские церкви отказывались платить налоги, причитающиеся Израилю и его муниципалитетам, со своей собственности и местных доходов. В 2002 году Кнессет для религиозных учреждений любой конфессии отменил некоторые налоговые льготы, которые предлагают медицинские, гостиничные и социальные услуги (за исключением молитвенных домов – таких как синагоги, церкви и монастыри), ритуальных бань и учебных заведений, которые не являются коммерческой деятельностью.Считается, что освобождение от налогов гостиниц, магазинов, ресторанов, хостелов, гостевых домов, больниц, социальных служб и аренды квартир, принадлежащих церквям, противоречит международно признанным правилам честной конкуренции. Ведь они работаюткак обычные коммерческие предприятия, классифицируются как несвязанные виды предпринимательской деятельности и поэтому подлежат обложению налогами.
Показательно, что в 2012 году даже Европейский суд обязал Италию закрыть лазейку, позволявшую Ватикану и религиозным орденам избегать налога на имущество при осуществлении коммерческой деятельности, если в помещении находится часовня. Этот иск был подан непосредственно заинтересованными конкурентами - частным образовательным учреждением Scuola Elementare Марией Монтессори и Пьетро Ферраччи, владельцем отеля типа «постель и завтрак». В 2018 году Европейский же суд постановил, что Ватикан должен выплатить Италии 4 миллиарда евро неуплаченных налогов за 2006-11 годы, и отменил решение Комиссии ЕС не отдавать приказ о взыскании незаконной помощи, предоставленной Италией в форме освобождения от муниципального налога на недвижимость.
Если следовать европейским решениям, то церкви должны платить налоги и в Израиле с прибыли, полученной в Израиле их школами, отелями, общежитиями, больницами и так далее, а также платить государственные и муниципальные налоги, связанные с недвижимостью, которая не является местом молитвы, такой как общежития и резиденции священников.
И вот в декабре 2017 года муниципалитет Иерусалима потребовал уплаты неуплаченных коммерческих налогов на сумму 650 миллионов шекелей (около 186 миллионов долларов) и заморозил банковские счета церкви.
Это привело к тому, что Церковь Гроба Господня и другие церкви приступили к тому, что некоторые эксперты сочли «демонизацией Израиля». Не остановились на том, что намекнули: Иерусалим не принадлежит Еврейскому государству, для Ватикана и других церквей Иерусалим должен быть интернационализирован и стать corpus separatum*. (Требование не ново; в период действия Мандата в Палестине лидеры католической церкви жаловались - как и арабы сегодня - на «иудаизацию» Иерусалима.)
Церкви настаивают на том, что платить налоги Еврейскому государству они не обязаны. Некоторые, правда, указывают на Писание, в котором говорится, что «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.» (Римлянам 13:5).
После протестов и давления со стороны международного сообщества тогдашний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху приостановил налоговые процедуры в отношении иерусалимских церковных учреждений, и были созданыкомитеты, чтобы «похоронить» проблему (обычная тактика). Пандемия COVID-19 временно привела к закрытию некоторых пострадавших «свободных от налогообложения» мест.
Все это означает, что израильтяне (в Иерусалиме и других местах) оплачивают санитарные услуги, вывоз мусора, муниципальные услуги и другие налоги, которые не платят церкви или их коммерческие предприятия (магазины, отели и рестораны). Отель Мамилла , как и другие отели, платит налоги (подоходный и муниципальный). Отель Notre Dame, расположенный менее чем в 100 метрах от отеля Mamilla, никаких налогов не платит.
С точки зрения Израиля поведение церквей является продолжением прошлого. По мнению греческого православного патриарха Иерусалимского Феофила III, действия Израиля «напоминают нам всем законы аналогичного характера, которые против евреев были приняты в Европе в «темные периоды». Это – систематическое и беспрецедентное нападение на христиан на Святой Земле серьезно нарушает самые основные...суверенные права».
Читателю стоит самому определить, насколько справедливо это утверждение, сравнивающие споры по налоговым вопросам с наблюдавшейся на протяжении истории практикой дискриминации, унижений, лишений и краж имущества и активов, совершенных в отношении евреев в мире и в Израиле – несправедливостей и жестокостей, часто вдохновляемых католической церковью.
Еще один камень преткновения в отношениях Ватикана и Израиля – это проблема возвращение еврейского национального и культурного наследия Главному раввинату Израиля.
В эту категорию входят храмовые канделябры, подаренные папе Иннокентию III Болдуином I после разграбления Константинополя и массового убийства православного христианского населения; храмовые шофары** и утварь; одежды первосвященника; Циц (корона); Незер (клинок); золотая табличка со словами «Кодеш ле-ЯХВЕ» (“Посвящается Господу”); молитвенные книги; документы; письменные принадлежности; священные предметы; культурные объекты; и многие другие предметы искусства, книги, талмуды и рукописи, которые Ватикан и другие церкви присвоили и разместили в своих собственных хранилищах, библиотеках и музеях.
Эти объекты являются национальным, религиозным и культурным наследием еврейского народа.
Папа Павел VI инициировал процесс возвращения реликвий Православным церквям. В 1965 году мощи святого Тита, которые были доставлены в Венецию в 1669 году, были возвращены на Крит. В 2000 году Папа Иоанн Павел II вернул мощи Святого Григория Просветителя Армянской православной церкви. В 2004 году мощи святого Григория Богослова и святого Иоанна Златоуста были возвращены Константинопольскому патриарху Варфоломею I. В 2004 году тот же Папа Римский вернул икону Казанской Божьей Матери Русской православной церкви.
На этом фоне естественным становится вопрос: «У евреев меньше прав на свое наследие, чем у других?»
И еще: «Имеет ли право Израиль после двух тысячелетий грабежей, дискриминации, преследований, пыток, убийств, поджогов, изгнаний, экспроприаций, сожжений книг от имени еврейского народа потребовать, чтобы Римско-Католическая церковь, Христианская Греческая Православная Церковь и все другие церкви, присутствующие на Святой Земле, вернули Еврейскому государству все земли и имущество, расположенные в Израиле, которые не являются местами отправления культа?»
Согласно исследованию Иерусалимского института политических исследований, только в Иерусалиме церкви занимают около 5000 дунамов (примерно 500 гектаров) земли в исторически важных районах города.
Кажется, наступает момент, когда статус этих земель подвергнется пересмотру.
* Corpus separatum был предложением интернационализации Иерусалима и его окрестностей в рамках Плана раздела Палестины Организации Объединенных Наций, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН большинством в две трети голосов в ноябре 1947 года.
**Шофа́р (שׁוֹפָר) — еврейский ритуальный духовой музыкальный (сигнальный) инструмент, сделанный из рога животного.
Автор – журналист-международник, американист. Работал собственным корреспондентом Агентства печати «НОВОСТИ» в Канаде (Оттава, 1990-1992 г.г.) и шефом американского бюро (Вашингтон, 1996-2001 г.г.) газет «Business MN», «Деловой мир» и «Интерфакс-АиФ».