Большой технологический скачок

Как Пекин будет побеждать в противостоянии с Западом.

По оценке западных специалистов, китайская компания BYD в нынешнем году произведет свыше 2 млн транспортных средств на альтернативных источниках энергии и оставит далеко позади американскую Tesla. В прошлом году BYD нарастила выпуск электромобилей и гибридов на 211 процентов, примерно такой же рост ожидается и в текущем году.

foto

china-files.com

Китайский автоконцерн Geely выпустил в 2022 году на 251 процент больше электрокаров, чем годом ранее, Changan – на 134 процента. Tesla смогла увеличить свое производство лишь на 40 процентов, немецкий Фольксваген – на 10 %.

Tesla, столкнувшись с жесточайшей конкуренцией со стороны китайцев, вынуждена в третий раз снижать цены на свои электромобили, чтобы не быть вытесненной с самого большого китайского авторынка.

Всего же Китай выпускает больше машин на альтернативных источниках энергии, чем весь остальной мир. А что это означает? Да то, что без Китая никакой «зеленый переход», намеченный Европой, невозможен. BYD пока не сильно интересовалась зарубежными рынками, но все может измениться в одночасье. Тем более, что другие китайские производители электромобилей, среди которых люксовые (например, «Красное знамя») и электоросуперкары, уже успешно продают свою продукцию в европейских странах. В Европу поставляются даже китайские электроавтобусы. Для того, чтобы заместить двигатели внутреннего сгорания по тем планам, которые имеются в Евросоюзе, там просто вынуждены будут закупать китайскую продукцию. Тем более, что она значительно дешевле, а по техническим характеристикам не уступает Tesla.

Немаловажно и то, что китайцы практически полностью контролируют рынок производства электробатарей, и также частично сырья для их производства. А ведь батареи – самый дорогой и важный элемент электромобиля. От его технологичности зависит главный показатель – пробег без подзарядки и экономичность.

В США тоже хотят построить экономику, основанную на чистой энергии. Но и там не могут обойтись без Китая. Например, концерн Ford опирается на помощь крупнейшей в мире компании по производству аккумуляторов - китайской Contemporary Amperex Technology в строительстве завода по производству аккумуляторов для электромобилей в штате Мичиган. Это лишь один пример зависимости США от Китая, которая возникла не вчера.

Раньше большая часть исследований и разработок в области чистых технологий проводилась в лабораториях США, но американские компании часто обращались к Китаю, чтобы превратить эти продукты в коммерческие предложения. И времена изменились. За последнее десятилетие китайское правительство вложило сотни миллиардов юаней в качестве субсидий для поддержки производства экологически чистых изделий. На долю Китая приходится не менее 60% мировых мощностей по производству солнечных панелей, компонентов ветроэнергетических систем и аккумуляторов. Хотите развиваться – идите к китайцам.

На проходящем в эти дни Шанхайском автосалоне та же компания BYD представила серийные образцы электромобилей с натрий-ионными батареями. А это тот самый прорыв, которого ждал мир и который обеспечит китайскому производителю неоспоримое конкурентное преимущество. Дело в том, что натрий примерно в 50 раз дешевле лития, ныне чаше использующегося для изготовления батарей для транспорта.

И бог знает, какие еще сюрпризы припасены у китайской автоиндустрии. А ведь автопром – это сгусток научно-технического прогресса, показатель уровня развития технологий и производства.

Тем временем китайские ученые дальше всех продвинулись в обуздании устойчивой термоядерной реакции. Их термояд «горит ярче и светит дольше», чем где бы то ни было. По плану в КНР к 2035 году будет создана экспериментальная термоядерная энергетическая установка, которая откроет эру безграничной энергии, а к 2050 году намечено начать промышленную эксплуатацию таких станций. Чем сможет ответить Запад, пока не очень понятно.

Сейчас на Западе идет дискуссия по поводу того, развивать ли искусственный интеллект, а Китай уже ввел в действие национальный план разработки ИИ, активизировав работы в этой области. Эту обширную программу, получившую название «Искусственный интеллект для науки», курируют министерство науки и Национальный фонд естественных наук КНР. Как пишет китайское информационное агентство Синьхуа, «план нацелен на форсированное использование возможностей ИИ для достижения научно-технологических прорывов в ключевых областях науки и техники, таких как разработка лекарств, генные исследования и биологическая селекция». Наверняка этим план не ограничится, в него войдут и исследования термоядерных технологий, и военно-техническая сфера. В нашей стране на разработки в области искусственного интеллекта выделялось в 2020 году около 3 млрд. рублей или примерно 40 млн. долл., в США – около 6 млрд. долл., в Китае – 14,3 млрд. долл.

В Китае делают ставку на ИИ как один из ведущих факторов экономического развития. Создав самые мощные в мире суперкомпьютеры, китайские исследователи интенсивно работают над созданием искусственного интеллекта и внедрением его в экономику, а также использованием ИИ для решения важнейших задач, стоящих перед человечеством.

Но национальный план развития искусственного интеллекта – лишь одно из направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в КНР. Уже сейчас Китай находится на втором месте в мире по объему цифровой экономики и лидирует по темпам строительства цифровой инфраструктуры, создав, например, самую большую в мире оптоволоконную сеть.

Интернетом пользуются почти 1 млрд китайцев. Построено свыше 700 тыс. станций связи 5G, к которым подключено уже около 300 млн пользователей. Китай также овладел всеми космическими технологиями, по отельным направлениям лидирует в мире. На 2025 год запланирована высадка китайских космонавтов на Луну и начало строительства лунной базы.

Общие расходы Китая на НИОКР в 2022 году составили почти 3,09 трлн юаней (около 456 млрд долл. США), увеличившись на 10,4% по сравнению с 2021 годом. Характерно, что расходы на НИОКР в 2022 году превысили 2,55% от ВВП страны, и это больше, чем Китай тратит даже на оборону. Причем расходы на НИОКР растут примерно на 10 процентов ежегодно. В 2020 году они достигли 2,44 трлн юаней (2,4 процента ВВП), в два раза больше оборонного бюджета страны. Их доля постоянно увеличивается. И это говорит о том, что Китай намерен сделать развитие технологий основой экономики и главным драйвером своего развития, стать лидером мировой технологической гонки. С 2015 года страна в мировом рейтинге инноваций поднялась с 29 на 14 место, став самым крупным в мире поставщиком патентов и изобретений. Это позволяет занимать лидирующие позиции в различных технологических сферах.

В рейтинге мировых наукоградов Nature Index 2022 Specialized cities среди 25 ведущих центров – 9 китайских. В США таких 8, в Великобритании – 2, по одному в Японии, Германии, Южной Корее, Швейцарии. Наукограды определяются по числу научных публикаций и цитированию научных данных ученых, проживающих в этих городах. Так вот, в 9 городах Китая сконцентрировано наибольшее количество ученых, которые публикуют результаты своих исследований в мировых изданиях. 

Соответственно доля Китая в мировых расходах на технологии выросла с 5% в 2000 году до 23% в 2020 году. Как прогнозирует американский журнал Foreign Affairs, к 2025 году Китай обгонит США по этому показателю. Для этого у КНР есть все: ресурсы, система управления, мозги, стимулы для роста.

Один пример. Мировой гигант – китайская «Хуавэй» уже обошла западных конкурентов по многим направлениям, прежде всего в создании технологии 5G. Но Запад опасается не только зависимости от ее разработок, но и того, что успехи китайского гиганта дают удивительный пример миру – пример народного предприятия. Дело в том, что «Хуавэй» принадлежит ее сотрудникам, имеющим акции компании и кровно заинтересованным в результативности ее работы. 

Совершив большой технологический скачок, Китай может наголову превзойти конкурентов. Он снова становится центром мира и самой мощной экономической и технологической державой, как это было до прихода в Поднебесную западных варваров, когда Китай производил до трети мирового ВВП.

Вообще-то солнце восходит на Востоке, а не на Западе, как нас уверяли последние 150 лет.