Иран вынимает свой «Кинжал»

Исламская Республика представила собственную гиперзвуковую ракету.

Вот уже несколько месяцев Иран сообщал военно-политическому сообществу о том, что работы по созданию баллистической ракеты среднего радиуса и даже гиперзвуковой успешно продвигаются. Военные эксперты привыкли к такого рода объявлениям, но не то, чтобы оставляли их без внимания.

foto

Hossein Zohrevand / AP Photo

И действительно, пару недель назад прошли испытания баллистической ракеты «Хорремшехр-4», которая, как заявлено, летает на 2 000 километров, но, в принципе, ничего особо нового эти испытания не открыли. Порядковый номер супер-булавы подтверждает, что для Ирана это как бы стандарт.

А вот новая гиперзвуковая ракета, представленная 6 июня, произвела впечатление. Управляемая «Фаттах» имеет радиус действия 1 400 километров, но главное — может развивать скорость в 13-15 Махов.

«Новое оружие способно пробить любую систему обороны», — заявил на презентации командующий ВВС и ВКС Корпуса стражей исламской революции Амир-Али Хаджизаде.

Презентация ракеты «Фаттах». Фото: IRNA

Презентация ракеты «Фаттах». Фото: IRNA

Имеется в виду прежде всего израильская система «Железный купол», которая пока довольно успешно справляется со своими задачами — сбивает ракеты палестинских военизированных групп из Газы и с юга Ливана. Но это не совсем то. «Фаттах», опять же по заявлениям производителей, может серьезно побеспокоить Израиль и не только.

В презентации было много компьютерной графики, а это как бы умеют делать все. Но эксперты согласны, что ракета представляет угрозу, по меньшей мере, для Израиля. Анализ смешанной дроно-ракетной атаки на нефтехранилища в Саудовской Аравии в сентябре 2019 года выявил, что иранское оружие достигло целей с довольно высокой точностью и оставило в резервуарах «аккуратные» отверстия, а это говорит о том, что иранцы неплохо продвинулись в создании ракет.

Израилю, таким образом, придется волей-неволей согласиться с тем, что у Ирана будет теперь более совершенное оружие. «Ястребы» убеждены, что надо покончить с этой угрозой военным ударом. По крайней мере, бомбардировки могут отсрочить дальнейшее вооружение Тегерана. Но даже такой человек, как Нетаньяху, не хотел бы накликать гнев США и остаться без военной помощи. Другая сторона полагает, что удар по иранским ядерным локациям спровоцирует как минимум региональный кризис, а может, и мировой.

Бывший старший аналитик министерства обороны Израиля Чак Фрейлиш пишет:

«Сегодня Иран обладает всеми возможностями, и техническими, и теоретическими, чтобы восстановить ядерную программу даже после очень успешной атаки. Поэтому с помощью военных действий теперь можно не ликвидировать программу, а лишь выиграть время».

В Израиле все больше сторонников именно этой точки зрения. Times приводит цитату неназванного израильского эксперта:

«Не имеет значения, сколько их ученых мы уничтожим своим ударом, какие бомбы мы сбросим на Иран. Если когда-то и существовала реальная возможность уничтожить их ядерный потенциал, то теперь ее больше нет».

В 2018 году Трамп под давлением Нетаньяху остановил действие Соглашения по иранской ядерной программе, но иранцы решили продолжать работы и без плана, точнее, по своему графику. Скорее всего, они руководствовались в том числе и примером Северной Кореи. Та может устраивать, в принципе, любые провокации в отношении Запада, но режим остается неприкосновенным. Так и иранцы, представляющие ядерную угрозу, заставят трижды задуматься и Израиль, и США.

Президент Ирана Ибрахим Раиси на презентации. Фото: IRNA

Президент Ирана Ибрахим Раиси на презентации. Фото: IRNA

Байден в начале президентского срока хотел оживить Соглашение, и в прессе появлялись сообщения о том, что кое-какие контакты уже начались. Но у иранцев к тому времени, получается, уже были неплохие наработки в области ракетостроения, и на старых условиях возвращаться к документу, подписанному в 2015 году, они не захотели. Тем более, что если сменщиком Байдена станет республиканец, он опять наверняка решит отказаться от любого урегулирования. Да и Вашингтон сейчас больше беспокоят Россия и Китай.

Региональные участники событий не только не хотят вмешиваться в это противостояние сверхдержав, но и видят в этом выгоду. Тем более, что в их стане дела налаживаются. Иран, пусть если даже и временно, сближается с Саудовской Аравией, Башира Асада приглашают в Лигу Арабских государств. Недавнее сокращение добычи нефти и рост цен только подчеркнули общее дело стран Персидского залива с Россией.

Иран, похоже, не только справился с западными санкциями, разработав «экономику сопротивления». И Россия и Китай у него в союзниках, более того, Исламская Республика играет важную роль в китайской инициативе «Один пояс, один путь».

Теперь, обладая такой перспективной ракетой, Иран начнет делать более глубокие подкопы под Израиль: поставлять другое высокоточное оружие Хезболла, поддерживать Хамас, продолжать работу над баллистическими и крылатыми ракетами, боевыми дронами и поставлять их в Сирию, Ирак или Йемен.

Военный историк, один из основателей Международного института стратегических исследований (IISS) Майкл Ховард говорил:

«Хуже, чем Иран, обладающий ядерным оружием, могут быть только попытки воспрепятствовать этому силой. Приобретение аятоллами оружия массового уничтожения зависит только от устойчивого управления, а не от какого-либо „решения“ военного или иного».

После презентации «Фаттаха» глава американской дипломатии Энтони Блинкен заявил, что администрация Байдена по-прежнему считает Иран главной угрозой Израилю, и ему никогда не будет позволено обладание ядерным оружием.