Хватит миллиардов, давайте триллионы

В Париже открывается саммит «За новый мировой финансовый пакт».

Красивые лозунги, громкие анонсы и удивительные перспективы мирового развития, озвученные на бесчисленных международных форумах, оказывается, не работают. Аналитики ООН пришли к выводу, что «современная международная финансовая архитектура не способна в долгосрочной перспективе обеспечить выполнение поставленных задач».

foto

Joe Giddens / PA

Ни Парижское соглашение по климату, ни ООНовская программа устойчивого развития «Повестка 2030» вообще никак не подкреплены финансированием. Не говоря уже про какую-нибудь забытую всеми «Барбадосскую программу действий». Финансовые потоки, предназначенные для этого благородного дела, не доходят до цели, до самых нуждающихся стран. То есть деньги обещаны, но никуда не отправлены. А в 2009 году было предусмотрено направлять развивающимся странам только на климат по $100 млрд в год — вплоть до 2020-го.

То есть все благие намерения богатых стран — экономические, гуманитарные, геополитические или экологические — оказались пустым звуком, и Западу остается только сотрясение воздуха по поводу того, как ловко нас обходит Китай в Африке и Латинской Америке. Деньги, предусмотренные на помощь бедным странам, фактически направляются туда, где они могут принести наибольшую прибыль. А вы, как говорится, держитесь. ООНовские мечты об искоренении бедности к 2030 году похоронены.

Последний, только что обнародованный прогноз МВФ, показывает, что именно развивающиеся страны больше всего пострадают от последних мировых потрясений — пандемии, российско-украинского конфликта и кризиса американского и швейцарского банковского сектора. А потом, для обуздания инфляции, Федеральная резервная система США подняла учетную ставку.

В 2022 году Байден подписал «Закон о снижении инфляции» (IRA), который, кроме всего прочего, защищает при помощи налоговых льгот своих, местных производителей. Президент США выложил на стол $370 млрд. Европа, в основном Франция и Германия, ощетинившись, бросилась догонять и получилось, что огромная часть средств на «Зеленую революцию» в развивающихся странах ушла на защиту Брюсселя от Вашингтона и наоборот.

В начале 2023 года 52 развивающихся страны со слабым или средним уровнем дохода находились либо в состоянии чрезмерной задолженности, либо были близки к нему. Для половины из них выплаты только по обслуживанию внешнего долга превышали 20% всех их доходов.

Беда в том, что все эти страны закредитовались в долларах, а при высокой ставке ФРС все, что они могут заработать, идет даже не на возвращение долга, а на его обслуживание. Практически никто не направляет бюджетные средства на здравоохранение, образование или на социальные программы. Плюс ко всему, по оценкам МВФ, инфляция в мировом исчислении в этом году останется на уровне 7%. В итоге они только углубляют свою долговую яму, и теперь на саммите в Париже уже звучит: «Миллиардов мало, давайте триллионы».

Денег им уже, понятно, никто не даст. Но у МВФ есть для таких случаев специальный финансовый инструмент — СПЗ, специальные права заимствования. Это не деньги, не долговое обязательство и не золото, а только безналичная корзина из пяти мировых валют. По сути, это запись на банковском счете, которая потом используется для расчётов с МВФ. Но в той же Африке, где живет 1,4 млрд человек, а из них 60% в условиях крайней бедности, доступ к СПЗ последнего выпуска имели только 5,2%, если пересчитывать на население.

Понятно, что дело, как говорится, в консерватории. Смысл парижского саммита в том, чтобы, ни много ни мало, перестроить международные правила игры, по которым сейчас играть уже невозможно. Не получается. Ни устойчивое развитие, ни экология, не говоря уже о каком-нибудь биоразнообразии в Африке, которое вообще кажется экзотической программой.

То есть парижский саммит замахнулся практически на святая святых — Бреттон-Вудскую систему. Для того, чтобы от нее был толк в нынешних условиях, надо, считают эксперты, прежде всего сосредоточиться на конкретных нуждах конкретных стран, и уже с учетом анализа потребностей и возможностей этих стран, учитывая мировую конъюнктуру, принимать точечное решение о помощи и избежать излишнего кредитования в долларах, во всемирной валюте.

В программе парижского саммита есть идея пересмотреть многие инновационные замыслы, которыми в последние годы бурно фонтанировали различные гражданские общества или аналитические центры. Идеи успешно были отправлены в архив, поскольку их посчитали нереальными с экономической, юридической, технической и даже политической точек зрения. И тем не менее, к ним следует вернуться, сдуть пыль, снова проанализировать и отделить полезные решения, которые там наверняка есть.

С чего конкретно начать?

На парижском саммите предложено, к примеру, заморозить долги странам, больше всех пострадавшим от природных катастроф или даже пандемии. Для этого надо провести подробный анализ их положения и подумать, как перераспределить потоки СПЗ.

Продумать основы для принятия «Двадцаткой» нелегких финансовых решений в 2023 и 2024 годах. Сейчас в G20 председательствует Индия, а в следующем году ее сменит Бразилия, и на эти два государства возлагаются большие надежды.

К 2030 году начать уже дискуссию, еще более сложную политически, о реформе международных финансовых инструментов, например, о создании на основе СПЗ новых механизмов, которые позволят оперативно инвестировать в нужных направлениях.