Москва ломает ближневосточную игру Вашингтона

Американская The Wall Street Journal сообщила новость, которая тут же была подхвачена информагентствами по всему миру: наследные принцы КСА и ОАЭ отказались от телефонных переговоров с президентом США. Причем незадолго до этого оба принца контактировали с Кремлем.

Это весьма ясно свидетельствует о том, что доверие к Америке со стороны аравийских монархий подорвано по-настоящему, и перед Россией действительно открываются качественно новые перспективы на Ближнем Востоке в целом и в Персидском заливе, в частности.

Думается, ключевым моментом стал демарш Москвы на венских переговорах по восстановлению «ядерной сделки» с Ираном: глава российского МИД Сергей Лавров потребовал от американской стороны письменных гарантий того, что санкции, введенные США против РФ из-за ситуации на Украине, никак не помешают развитию торгово-экономического, инвестиционного и военного сотрудничества России с Ираном.

Этот шаг поставил «ядерную сделку» перед угрозой срыва, причем в самый последний момент, когда, казалось, стороны уже полностью готовы к ее формальному заключению.

Напомним, что предметом венских переговоров было возвращение США в так называемый Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). При этом Иран должен был возобновить гарантии невоенного характера своей ядерной программы в обмен на снятие с него санкций. Однако речь шла не просто о возвращении к документу, подписанному в 2015 году; Тегеран выдвинул дополнительные условия: во-первых, Вашингтон должен гарантировать, что не выйдет из СВПД в будущем (как это сделал президент Д. Трамп в 2019 году), а во-вторых, с ИРИ будут сняты абсолютно все западные санкции, а не только те, что были введены против его ядерной программы.

В начале этого года американцы, по-видимому, согласились с этим, и среди участников венских переговоров воцарился оптимизм, все говорили о близком успехе. Он казался тем более реальным, что появилась перспектива прямых ирано-американских контактов. Это стало бы качественным прорывом, ведь до сих пор представители США и ИРИ в Вене не встречались, переговоры велись через пятерку посредников (РФ, КНР, Франция, Великобритания, Германия).

Если бы это произошло, достижение новой сделки действительно стало бы реальным, и это дало бы Вашингтону рычаги прямого управления балансом сил в Персидском заливе и на всем Ближнем Востоке. А это – гарантия управления и мировым рынком энергоносителей.

Такая перспектива, разумеется, не удовлетворяла арабов Залива и Израиль, поскольку, во-первых, они предпочитают не иметь рядом с собой ядерный Иран, пусть и подконтрольный Америке, а во-вторых, они утратили былое доверие американским обещаниям и гарантиям. Но их озабоченности Вашингтон во внимание не принимал, считая, что фактический союз с Ираном – лучшее средство противостоять деградации американских позиций в регионе.

И на этом фоне полной неожиданностью стало новое требование Москвы. Оно ломает американскую игру, поскольку без одобрения Москвы – постоянного члена СБ ООН – никакая сделка с ИРИ невозможна.

Естественной реакцией США стало заявление главы Госдепа о том, что вопросы восстановления СВПД и антироссийские санкции по Украине – две никак не связанные вещи, и что российские требования таят угрозу срыва венских переговоров.

Первый тезис американцев не выдерживает критики. Во-первых, нынешние, поистине небывалые по масштабам санкции, введенные против России, имеют отношение абсолютно ко всему. Собственно, именно такими их и задумывали авторы. А во-вторых, нет никаких сомнений в том, что именно режим этих санкций будет использован Западом для запрета на развитие российско-иранского взаимодействия после того, как с ИРИ будут сняты действующие сейчас ограничения. (Нечто подобное мы уже проходили в 90-х годах, когда Америка заблокировала реализацию программ военно-технического сотрудничества между РФ и Ираном.)

И именно поэтому можно вполне согласиться со вторым тезисом: действительно, Москва недвусмысленно заявила о готовности торпедировать возобновление СВПД, который стал ей невыгоден.

Это не могло не встретить радостной реакции на Аравийском полуострове и в Израиле: у Эр-Рияда, Абу-Даби и Тель-Авива появилась обоснованная надежда на российскую поддержку их стремления не допустить возникновения ядерного Ирана. Россия на деле показала, что она вполне способна одним словом спутать карты США и диктовать свои условия, находясь в, казалось бы, крайне невыгодной позиции.

По милости Москвы Вашингтон оказался в сильном затруднении. С одной стороны, если американцы согласятся и дадут требуемые Кремлем письменные гарантии, это станет для них потерей лица и приведет к огромным политическим издержкам. По сути, это обнажит их истинные стремления как можно скорее вывести Иран из глубокой изоляции, чтобы пустить иранскую нефть на рынок и подорвать российско-арабский нефтяной союз ОПЕК+, а также – чтобы накрепко привязать Тегеран к американской стратегической игре. И все это – при полном игнорировании интересов арабских и израильских союзников.

С другой стороны, если США откажут России, они могут признать срыв сделки с Ираном, возложив ответственность на Кремль. Но это лишь укрепит уважение к России на Ближнем Востоке: вот, оказывается, кто в силах остановить «всемогущую» Америку!

Другой вариант – отказаться давать России требуемые гарантии и, несмотря ни на что, пойти на заключение сделки с Тегераном без участия Москвы. Но это лишит сделку легитимности, полностью обесценит ее. А кроме того, не исключено, что позицию Москвы поддержит еще один постоянный член СБ ООН – Китай, и в этом случае действия США будут выглядеть как отрицание основ международного права.

Но в крайнем случае можно пренебречь и этим. В конце концов, ситуация в мире не располагает к соблюдению всех и всяческих норм, правил и т.п. Однако если Вашингтон подпишет с Тегераном сепаратную – иначе не назовешь – сделку, это будет воспринято в регионе как заговор. Цель его – вручение американцами Тегерану статуса ядерной державы и их союз против России, арабов, Израиля. В этом случае ближневосточные позиции США окажутся не просто под вопросом, а перед перспективой полного краха.

Словом, как ни крути, но похоже, что в вопросе о возобновлении иранской ядерной сделки Америка попала в ловушку: на фоне событий вокруг Украины у нее нет возможности торговаться с Россией, а без такого торга вся сделка отменяется…

И этот момент очень чутко уловили арабы и израильтяне. Не случайно же контакты между Москвой и Тель-Авивом именно сейчас стали настолько частыми и насыщенными. И не случайно аравийские принцы предпочитают общаться с Кремлем, игнорируя Белый дом.

Фото: dailyherald.com