Битва при TikTok

В США продолжается противостояние государства и китайской компании

На фоне претензий к соцсети со стороны властей, особо обострившихся в последний год, и ее запрета в ряде штатов TikTok по-прежнему остается одним из самых популярных приложений в американском сегменте.

foto

Chelsea Stahl / NBC News

Более того, его популярность даже растет. Не отстают от соцсети и другие приложения, созданные владельцем TikTok — компанией ByteDance, такие как CapCut и Lemon8, а также приложения для электронной коммерции Temu и Shein.

В частности, аналитики рынка сообщают, что приложение для покупок Temu, принадлежащее китайской PDD Holdings, по состоянию на конец мая занимает второе место в App Store среди бесплатных приложений, а CapCut и TikTok, принадлежащие ByteDance, расположились на четвертом и пятом месте в этом же рейтинге.

Вышеуказанные приложения также беспокоят американское правительство, которое не уверено, что они должным образом защищают данные пользователей в США. Утверждается, что как и TikTok, они собирают информацию о пользователях, могут анализировать тенденции и использовать алгоритмы для привлечения потребителей к тем или иным продуктам или информации.

Но эксперты по Китаю и социальным сетям, на которых ссылается телеканал CNBC, заявляют, что самая большая разница между этими приложениями и TikTok, объясняющая относительное отсутствие внимания к ним, — очень широкий масштаб присутствия в США.

При этом, возможно, до них очередь еще просто не дошла, и TikTok — первый в этом списке, ведь его аудитория в Штатах — 150 миллионов активных пользователей. С момента запуска в стране у приложения было 415 миллионов загрузок; для сравнения, у CapCut — 99 миллионов, Temu — 67 миллионов, Lemon8 насчитывает 1,2 миллиона, согласно данным платформы Apptopia.

Вероятно, следующим в очереди на выход из США может стать платформа электронной коммерции Shein, превосходящая TikTok по количеству загрузок. Оно было загружено 855 миллионов раз, хотя, по оценкам Apptopia, у него около 22 миллионов активных пользователей в месяц.

Также надо отметить, что приложения электронной коммерции обладают гораздо меньшим потенциалом для продвижения того или иного контента (это тоже крайне беспокоит Конгресс), чем соцсети, что повышает их жизнеспособность на китайском рынке.

Опасения по поводу деятельности ByteDance (материнская компания TikTok) во многом проистекают из закона о национальной безопасности, который дает китайскому правительству право доступа к широкому спектру информации, если она необходима для использования в целях обеспечения нацбезопасности.

Представители американских госорганов опасаются, что китайское правительство может довольно быстро получить доступ к любой информации, которую компании-разработчики собрали у американских пользователей — от адресов электронной почты до интересов пользователей и данных водительского удостоверения.

Между тем, на законодательном уровне скрутить TikTok и китайские компании все еще не получается. Внезапно выяснилось, что закон может круто рубануть по своим родимым IT-компаниям, привыкшим делать все тоже самое, в чем власти обвиняют китайских коллег, но уже для американского государства.

Например, один из критиков регламентирующего законопроекта Энди Йен, генеральный директор Proton, которая администрирует зашифрованный почтовый сервис и VPN (такие сервисы, к слову, очень любит спонсировать американское правительство), считает, что TikTok следует запретить в США, но опасается, что закон об ограничениях на текущий момент слишком широк, чтобы эффективно сделать это без дополнительных последствий.

Энди Йен, гендиректор Proton. Фото: TED

Энди Йен, гендиректор Proton. Фото: TED

Йен также переживает, что законопроект предоставит министру торговли чрезмерно широкие полномочия, а двусмысленные формулировки в законопроекте могут быть использованы для наказания пользователей, применяющих VPN для доступа к приложениям, запрещенным в США. Он также призывает к существенной доработке законопроекта. В большинстве случаев американской регуляторной практики это означает забвение в архиве.

Впрочем, новый виток обсуждению может дать следующая новость: в начале июня бывший исполнительный директор ByteDance заявил, что специальный комитет должностных лиц Коммунистической партии Китая в компании уже смог просмотреть все данные, собранные ByteDance, включая информацию о пользователях из США.

Надо отметить, что появились подобные откровения в рамках иска о неправомерном увольнении Ю Иньтао из компании. Он также обвинил ByteDance в том, что структура была «полезным инструментом пропаганды» Коммунистической партии Китая, продвигая или понижая показы роликов в соответствии с ее интересами.

Бывший руководитель якобы заметил, что ByteDance уменьшал выдачу контента, выражавшего поддержку так называемой «Революции зонтиков» в Гонконге (протесты в конце 2014-го года). В тоже время TikTok якобы продвигал контент, содержащий критику протестов в Гонконге. В 2020 году соцсеть прекратила свою деятельность в Гонконге после введения в городе весьма спорного закона о национальной безопасности.

Возможно. американские законодатели все-таки попробуют пойти по этому же пути, что будет весьма в духе времени, учитывая обострившуюся в последнее время антикитайскую риторику нынешнего хозяина Белого дома.