Африканский Шелковый путь

Предстоящий саммит БРИКС в Южно-Африканской республике — повод оценить активность Китая на Черном континенте.

Ежегодные опросы африканского населения (причем безразлично, кто их проводит) показывают, что более 60% положительно относятся к Китаю и считают, что эта страна вносит большой вклад в развитие континента и отдельных государств. Такой результат — закономерный итог работы Пекина в Африке.

foto

Reuters/Thomas Mukoya

За последние 20 лет Китай превратился в главного торгового партнера многих стран африканского континента, а общий товарооборот КНР с Африкой достиг в 2022 году $282 млрд. Динамика прироста превышает 30% ежегодно. Китай стал для целых групп государств главным источником промышленных товаров, технологий и инвестиций в инфраструктуру.

Причем во многих странах Китай вытеснил с главных позиций бывшие метрополии — Францию и другие страны Европы, не говоря уже о США, которые последние годы обделяли континент своим вниманием.

Для координации работы с африканскими странами и обсуждения масштабных вопросов создан и действует Форум китайско-африканского сотрудничества, в котором участвуют 54 страны континента и Комиссия Африканского союза. В рамках форума разработаны планы экономического сотрудничества до 2035 и 2063 годов. С 2021 года заработала Африканская континентальная зона свободной торговли, договор о создании которой подписали 54 станы, в том числе, Китай.

Поначалу Китай рассматривал африканские страны как источник сырья и вкладывал в разработку и экспорт полезных ископаемых. В «нулевые» годы Китай активно инвестировал в Нигерию, Анголу, Эфиопию Кению, Замбию, ЮАР, Конго, Камерун, Мозамбик. Одна Ангола за годы сотрудничества с Китаем получила свыше $40 млрд кредитов, большую часть — для разработки нефтяных месторождений.

Параллельно китайские власти кредитовали африканские страны для развития инфраструктурных и ресурсных проектов. В эти годы Гана получила $5,5 млрд, Нигерия — $5,4 млрд, Экваториальная Гвинея — $2,6 млрд, Эфиопия — $2,2 млрд, Южная Африка — $2,2 млрд. Сейчас же китайцы инвестируют в страны, располагающиеся вдоль побережья континента к югу от Сахары. При этом КНР помогает развивать производства с высокой добавленной стоимостью, в проектах участвуют китайские высокотехнологичные корпорации.

Форум китайско-африканского сотрудничества в Пекине, 2018 год. Фото: ispionline.it

Уже в 2017 году Китай превзошел по объему кредитов африканским странам США, предоставив свыше $100 млрд. И впоследствии кредитование только увеличивалось. В области прямых и портфельных инвестиций главные партнеры Китая — Египет, Нигерия, Алжир, ЮАР, Эфиопия, ДРК, Замбия, Ангола, Марокко, Нигер, Камерун, Чад и некоторые другие страны.

Особое значение для Африки имеют китайские инвестиции и помощь в строительстве инфраструктуры. В общей сложности с помощью Китая в африканских странах построено более шести тысяч километров железных дорог и столько же автомагистралей, около 20 портов и более 80 крупных электростанций, более 130 медицинских учреждений, 45 спортивных стадионов и 170 школ. Все эти проекты сыграли важную роль в индустриализации и экономических преобразованиях стран Африки.

Торговля и инвестиции сопровождаются различными другими формами помощи, в том числе некоммерческой. Это гранты, беспроцентные и низкопроцентные займы, безвозмездное строительство, беспошлинный режим импорта ряда африканских товаров, направление специалистов в страны Африки, обучение африканских студентов и подготовка специалистов на местах, создание медицинских центров, безвозмездная поставка медикаментов, направление добровольцев, деятельность культурных центров, гуманитарная помощь при ликвидации природных и техногенных катастроф.

Этапом в развитии сотрудничества КНР с африканскими странами и укреплении китайских позиций стала пандемия коронавируса. В этот период Китай поставил в Африку миллиард с лишним доз вакцин, а также медицинское оборудование, по большей части безвозмездно. Сочетание коммерческих проектов с гуманитарными обеспечивает позитивное отношение к китайскому присутствию в африканских странах, которое и фиксируют опросы общественного мнения.

Сотрудничество со странами Африки имеет со стороны КНР скоординированный характер. Им управляют МИД КНР, Минкоммерции, Министерство финансов. На этом направлении также работают различные государственные фонды и институты, в том числе Фонд развития производственных мощностей, Фонд развития малых и средних предприятий, Фонд «Шелковый путь», Институт Конфуция, Фонд развития человеческих ресурсов. Особую роль играет инвестиционный Фонд развития Китай-Африка. Он осуществляет прямые инвестиции в создание промышленных предприятий, в том числе автомобильных, станкостроительных, цементных, по производству бытовой техники и так далее. Именно при содействии этого фонда в африканских странах на безвозмездной основе построены многочисленные административные здания для глав государств, парламентов и правительств.

Китай данный факт не афиширует, приводя скромные официальные цифры своей безвозмездной помощи странам Африки, однако эта помощь уже давно превысила американскую.

В последние годы Китай активно предлагает Африке проекты так называемого зеленого развития, строит ветряные и солнечные электростанции, заводы по переработке мусора и так далее.

Бывший президент Замбии Эдгар Лунгу и председатель КНР Си Цзиньпин. Фото: Nicolas Asfouri / Pool Photo via AP

Китайская экспансия в Африке вызывает критику со стороны Запада и попытку представить ее как новый захват континента. На эти обвинения уже не раз жестко отвечали некоторые лидеры африканских стран, которые нелицеприятно сравнивают методы европейских и американских колонизаторов с помощью в развитии, которую оказывает Китай.


«Наша дружба с Китаем является взаимной, и никакая пропаганда никогда не отнимет возможности, что открываются перед нами. Китай не колонизировал Замбию, в отличие от других, он никогда не был уличен в этом», — заявил как-то президент Замбии Эдгар Лунгу, выразив мнение своих коллег.


На самом деле китайские проекты в Африке скорее напоминают то, что делал СССР, помогая африканским странам в выборе направления развития. Только китайцы действуют куда практичнее и прагматичнее. Помимо конкретной экономической выгоды, Китай получает политическую поддержку африканских стран на международной арене, в том числе в ООН. Те, кто рассчитывает на помощь от Пекина, вряд ли рискнут поддержать какую-нибудь антикитайскую резолюцию.