Байден не прилетел

Президент США Джо Байден принял решение отложить свой давно анонсированный визит на Ближний Восток.

Ранее предполагалось, что он посетит регион в конце июня, теперь же называется срок – июль.

foto

nbcnews.com

Официальной причиной названа большая загруженность графика хозяина Белого дома в его поездке по Европе. Однако есть основания полагать, что проблема не только в этом. Вполне вероятно, что Байдену попросту нет смысла ехать: программа, заготовленная его дипломатией, не была принята партнерами.

Насколько можно судить, стратегический замысел визита заключался в создании коалиции арабских государств и Израиля. Цель – оформление суннитско-израильского союза против Ирана, а также вовлечение арабского мира в антироссийскую тотальную санкционную войну. Но умелые действия Москвы и Тегерана, с одной стороны, и все углубляющееся недоверие ближневосточных стран к США, с другой, расстроили этот план.

Нетрудно заметить, что центральная идея визита является логическим продолжением стратегии «соглашений Авраама», инициатором и промоутером которых был предыдущий президент Дональд Трамп. Он позиционировал эти соглашения как «сделку века», творцом которой он себя вполне по праву ощущал.

При этом важно, что одной из основ ближневосточной политики Трампа было укрепление тесных связей с Саудовской Аравией. С Эр-Риядом был подписан целый ряд соглашений о поставках современного оружия на миллиарды долларов.

Думается, что вершиной стратегии «Авраама» должно было стать согласие КСА – лидера арабского и исламского мира – на признание Израиля. Если бы это удалось, Трамп вполне мог претендовать на место в Истории и на Нобелевскую премию мира.

Байден же, ставший символом полного отказа от «трампизма», первым делом разрушил американо-саудовские отношения. Он обвинил наследного принца Мухаммеда бен Салмана в убийстве Кашогги (Хашукджи), прекратил (официальную) поддержку действиям КСА и саудовской коалиции в Йемене, заморозил оружейные контракты с Эр-Риядом, вывел из королевства системы ПВО.

А главное – взял курс на восстановление расторгнутой Трампом «ядерной сделки» с Ираном. Можно полагать, что это было сделано в рамках той стратегии, которая была предложена Генри Киссинджером: превратить Иран из врага номер один в «ответственного» участника ближневосточного баланса сил.

Неудивительно, что саудитам это не понравилось, и в результате саудовско-американские отношения оказались в наихудшем состоянии за всю историю. Перед лицом непоследовательности и недоговороспособности Вашингтона Эр-Рияд начал самостоятельно устанавливать собственные связи с Тегераном, по сути, включившись в работу по формированию динамического баланса сил в регионе. Последовательно укрепляются отношения и с Москвой, и особенно – с Пекином.

Все это стало явным признаком потери Вашингтоном контроля над развитием региональной ситуации. Данное обстоятельство стало еще более очевидным, а главное – неприемлемым – в новых глобальных условиях, заданных украинским кризисом. Америке срочно потребовались союзники на Ближнем Востоке, причем союзники дисциплинированные, готовые исполнять приказы, исходящие из Белого дома.

Собственно, срочным сколачиванием такой группы союзников американская дипломатия и занялась. Так, в марте была организована конференция с участием глав внешнеполитических ведомств США, Израиля, ОАЭ, Бахрейна, Египта и Марокко. И вполне вероятно, что тогда Вашингтон обнаружил, что у него нет никаких новых предложений, никаких новых перспектив, которыми он мог бы увлечь арабов, а точнее – КСА. У него в запасе – только план «регионального динамического равновесия» Кисинджера и «соглашения Авраама». Но первый морально устарел в условиях, когда нужна дисциплина. А вторые устарели, как «наследие Трампа».

Все же ставка, по-видимому, была сделана на «Авраама»: в печати появилась информация, что Байден готовит очередную «историческую сделку» с участием Эр-Рияда, Тель-Авива и Каира. Ее предмет – передача двух островков (Тиран и Санафир) на выходе из Акабского залива в Красное море под суверенитет КСА, для чего нужно согласие Израиля и Египта. А смысл сделки – признание еврейского государства со стороны Хранителя Двух Святынь Ислама.

В дополнение к этому планировалась новая конференция, на сей раз в верхах, между США, Израилем и девятью арабскими странами: шестерка ССАГПЗ, плюс Иордания, Ирак, Египет.

В случае успеха это могла бы быть действительно внушительная победа американской дипломатии.

Но она не состоялась. По крайней мере, она отложена. И, честно говоря, нет серьезных оснований верить в то, что она состоится.

Почему?

Во-первых, потому что по Тирану и Санафиру даже в Израиле намекнули американцам, чтобы они не суетились. Мол, мы сами тут разберемся, у нас достаточно компетенций для этого, а вы только воду мутите.

А во-вторых, расширение «соглашений Авраама» на КСА представляется теперь уже почти невозможным. Дело в том, что для Тегерана это станет свидетельством отказа Эр-Рияда от курса на нормализацию отношений с ИРИ и даст иранцам карт-бланш на развертывание антисаудовской, антиамериканской, антиизраильской активности на всех фронтах.

Эр-Рияд уже слишком далеко продвинулся на пути налаживания диалога с Тегераном. Повернуть назад можно, но цена едва ли будет приемлемой. Придется рушить уже достигнутые негласные договоренности по Ираку, Йемену, Ливану. Но от положения на этих направлениях КСА зависит куда больше, чем от состояния (вполне стабильного и предсказуемого) своих отношений с Израилем или даже от отношений с США (которые так импульсивны и вероломны и которых, как оказалось, вполне можно заменить – отчасти – Китаем).

О том, с какими угрозами может столкнуться Саудовская Аравия в случае согласия на «Авраама», можно судить по следующим фактам. Иракский парламент принял закон, согласно которому признание Израиля карается пожизненным заключением или смертной казнью. Он был инициирован Муктадой ас-Садром, основным иранским ставленником в Багдаде, и принят единогласно (!) – притом, что депутаты вот уже восьмой месяц не в состоянии сформировать правительство и избрать президента страны. Такое единодушие свидетельствует о том, что Иран (через ас-Садра и других своих клиентов) полностью контролирует ситуацию в Ираке. Так что любое неверное движение со стороны Эр-Рияда приведет к взрыву.

Аналогичный закон сейчас готовится к принятию парламентом хуситов в Йемене. Это значит, что присоединение КСА к «соглашениям Авраама» взорвет перемирие и здесь.

Примерно та же ситуация в Ливане. Там «антиавраамовский» закон пока не обсуждают, но проиранская Хизбалла способна взорвать и эту страну.

Для полноты картины: с резким и недвусмысленным осуждением «соглашений Авраама» выступило правительство Омана. Любопытно, что это произошло буквально по следам визита в Маскат президента Ирана Эбрахима Раиси.

Все это означает, что для Саудовской Аравии любые шаги навстречу требованиям США нормализовать отношения с Израилем связаны с огромными и неоправданными рисками. Купировать их Вашингтон не в состоянии.

Именно поэтому представляется крайне маловероятным, что ближневосточная затея Байдена увенчается успехом. Ведь без участия КСА она окажется попросту выхолощенной.

На этом фоне весьма примечательным выглядит визит в Залив министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который посетил Бахрейн и КСА, где участвовал в пятой сессии стратегического диалога РФ – ССАГПЗ на министерском уровне. Судя по скупости комментариев к этим переговорам, на них не было достигнуто каких-то «прорывов». Да они едва ли и планировались.

Главное – удалось не допустить «разрыва», то есть сохранить сами отношения и положительную динамику их развития. А с «прорывами» торопиться не стоит. Нужно дать время американцам запутаться еще больше и еще больше потерять.