Традиционно нейтральные страны, похоже, пересматривают свое представление о невмешательстве.
События на Украине резко смешали карты европейской геополитики. Страны, которые с середины XIX века абстрагировались от всякого рода военных действий, вступали в Священные Альянсы и принимали притесняемых, теперь уже не могут стоять в стороне. Похоже, верность новым геополитическим союзам будет посильнее исторических обязательств.
Макс Бергман, директор программы «Европа» вашингтонского Центра международных и стратегических исследований (CSIS) считает: «Сама концепция нейтралитета и даже способы его сохранения в нынешних условиях подвергаются пересмотру».
Финляндия и Швеция. У финнов с Россией 1 340 километров общей границы и уже давно Суоми решила сохранять нейтралитет, чтобы «не противоречить и не провоцировать» своего могучего соседа. Так определил финскую позицию Эндрю Котти из ирландского Университетского колледжа Корка.
У СССР с Финляндией еще в 1948 году был подписан мирный договор, в преамбуле которого заявлялось о «желании оставаться вне конфликтов интересов великих держав». После распада Союза Финляндия вышла из этого договора и теперь ей можно и вступать в военные союзы, и атаковать Россию со своей территории.
Во времена холодной войны «Финляндия старалась взвешивать каждый свой шаг и оценивать его последствия в отношениях с Советским Союзом», – считает профессор шведского Университета обороны Джейкоб Вестберг.
Нейтралитет Швеции был декларирован в 1815 году, прошел и мировую, и холодную войны. Как вдруг почти 200 лет спустя, в 2007 году, Швеция подписывает Лиссабонский договор. А там, в статье 42.7, говорится, что члены Евросоюза должны помогать друг другу в случае нападения.
Еще через два года Швеция подписывает договор с НАТО, который определяет отныне ее политику в области безопасности. В нем указано, что Швеция «не останется пассивной в случае, если другая страна Евросоюза, либо северная страна подвергнется атаке или пострадает от катастрофы. Мы ожидаем, что эти страны примут схожие меры в отношении Швеции». В 2011 году Швеция подписывает соглашение с северными странами – Норвегией, Финляндией, Данией и Исландией – о взаимопомощи в случае нападения.
Начало реального сближения Финляндии и Швеции с НАТО началось в 2014 году, сразу после возвращения Крыма. Тогда было подписано еще одно соглашение с Атлантическим союзом, которое, по мнению Джейкоба Вестберга, «явилось первым этапом сближения с НАТО в области обороны». Обе страны тут же увеличили свои оборонные бюджеты, в частности, статьи, касающиеся борьбы с дезинформацией.
Ну, а после начала боевых действий на Украине, уже в мае 2022 года, Швеция и Финляндия попросились в НАТО, хотя, по мнению Макса Бергмана, не всё общественное мнение поддержало «двусмысленную идею о потенциальной угрозе российского вторжения». Тем не менее, сейчас обе страны хотят присоединиться к НАТО, чтобы иметь возможность воспользоваться той самой пятой статьей.
Хотя, конечно, на поверхности лежит тот факт, что Швецию и Финляндию буквально подтолкнули к такому решению, поскольку даже по уже существующим договорам последних лет, начиная с 2007 года, они в одиночестве не окажутся.
Ну, а за год Швеция отправила на Украину 475 миллионов долларов, а недавно, 8 февраля, подтвердила отправку помощи еще на 406 миллионов. Финляндия помогла на 590 миллионов долларов.
Швейцария. Тут все сложнее, поскольку принцип нейтралитета прописан в Конституции страны и это страна с самой долгой историей нейтралитета. В последний раз швейцарские войска видели на поле боя, кажется, в 1814 году, во время осады Парижа в составе антинаполеоновской коалиции.
Потом сюда хлынули… да кто только не хлынул. Для начала те же самые наполеоновские (!) генералы, потом русские анархисты Бакунин и Кропоткин (последнего швейцарцы, кстати, попросили из страны). Были сбежавшие от гнева африканские правители и жулики с мировыми именами.
Тут даже скрывался автор фразы «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В.И. Ленин. Верны ли швейцарцы его заветам? Практически с первым выстрелом на территории Европы Швейцария увеличила свой военный бюджет с 0,67 процентов ВВП до 1 процента.
По последним опросам 55 процентов швейцарцев готовы поддержать реэкспорт их оружия на Украину. Сейчас это запрещено местными законами. Лидер Либерально-радикальной партии на днях передал в правительство петицию о пересмотре нейтральной политики страны. Парламент Швейцарии тоже интересуется этой темой.
Австрия. С 1955 года нейтралитет записан в ее Конституции: стране нельзя вступать и создавать военные союзы и размещать на своей территории базы других стран. Тем не менее, Вена пообещала отправить на Украину гуманитарной помощи на 580 миллионов евро и приняла у себя 50 тысяч беженцев.
Министр обороны Австрии Клаудиа Таннер объяснила это так: «Если в военном отношении мы и остаемся нейтральными, как записано в нашей Конституции, политически по отношению к событиям на Украине мы не можем оставаться нейтральными. Поэтому мы с самого начала поддерживаем все санкции Европейского союза».
Между тем, Австрия стремилась всегда сохранить максимально хорошие отношения с Россией. Уже через неделю после начала операции канцлер Австрии предложил провести переговоры на своей территории. Недавно австрийцы разрешили приехать в страну, на заседание ОБСЕ, думским депутатам, находящимся под санкциями.
Ирландия. Как США и Британия ни втягивали Ирландию, страна решила остаться нейтральной. В 1949 году она отказалась войти в НАТО, хотя на то есть другие причины. «Нейтралитет Ирландии основывается на борьбе за независимость от Соединенного Королевства. Поэтому в декларации (о нейтралитете) содержится немало антиимпериалистических и антимилитаристских положений», – говорит Эндрю Котти из Университетского колледжа Корка.
Тогдашний премьер Ирландии, вслед за австрийцами, пояснил, что «мы остаемся нейтральными в военном плане, но политически мы не можем не присоединиться к нашим союзникам».
Ирландия отправила на Украину нелетальную военную помощь на 55 миллионов евро – бронежилеты, аптечки и так далее. Однако Макс Бергман из вашингтонского CSIS отмечает, что в стране готовится самое большой увеличение военного бюджета за всю ее историю.
Показательно, что Ирландия приняла у себя 62 тысячи беженцев. При этом население всей страны – как треть Москвы: 5 миллионов.