Слабак заряд не держит

Будущее, как стало ясно, за электродвигателями. Кто выиграет битву за мировое лидерство?

В декабре 2019 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен представила общественности Зеленый пакт для Европы (Green Deal). Он предусматривает, что к 2050 году совместными усилиями выбросы углекислого газа сравняются с его поглощением природой, то есть старый континент станет «климатически нейтральным».

foto

А вот поскольку только автомобили производят пятую часть всего СО2, то их это коснется в первую очередь. Франция, к примеру, взяла на себя обязательство окончательно избавиться от машин с двигателями внутреннего сгорания уже к 2035 году и полностью перейти на электромобили. В этом секторе показателей «нейтрального выброса» следует достичь именно через 12 лет.

На все из рукава дер Ляйнен выпорхнули €8 млрд. По-братски. Прошло всего ничего и на днях Европейская счетная палата выяснила, что зря все радуются. Производство аккумуляторных батарей будущего — это поле брани, уходящее за горизонт, и Европа просто не успевает занять на нем свои позиции и окопаться, учитывая, что отказ от углеводородного топлива уже на носу.

Чтобы понять размах: сейчас в Европе ездит миллион электромобилей. К 2030 году их должно стать 30 миллионов! С такими перспективами уже как бы и не до «нейтрального выброса». Речь идет об экономической независимости Европы в одном из самых прибыльных секторов. Автопром ЕС — это 12 миллионов рабочих мест. Доклад Европейской счетной палаты выявил следующее.

«Наши расчеты оказались основанными на устаревших данных, — говорит автор доклада Аннеми Туртельбум. — Они исходили из проектов, которые уже существовали на тот момент, то есть не учитывали новых перспектив. К тому же многие предприятия были переведены в те страны, где производство дешевле. Документации этой уже несколько лет, и мы не смогли получить внятное видение перспективы и оптимизировать эти огромные вложения».

Стоимость батареи — это 40% стоимости электромобиля. Поэтому дорогое производство аккумуляторов сделает цену на машину недосягаемой для покупателя. Отсюда и бегство производителей из дорогущей Европы.

Количество электромобилей в странах ЕС в 2019 и 2020 годах (в тысячах). Источник: ResearchGate

Количество электромобилей в странах ЕС в 2019 и 2020 годах (в тысячах). Источник: ResearchGate

Сейчас европейцы пытаются изо всех сил развернуть ситуацию. В принципе серьезно конкурировать могут заводы Volkswagen в Германии и стремительно строящаяся «Батарейная долина» на севере Франции.

Президент Макрон подходит к проблеме со всей ответственностью. На днях он встретился с Илоном Маском и проговорил с ним возможность строительства во Франции завода для аккумуляторов Tesla. Любопытно, что Маск посетил Париж два раза в течение месяца. Сначала он приехал на инвестиционный форум в мае, где уже говорил с Макроном об аккумуляторах, и вот сейчас. Не зря же он посещает Елисейский дворец второй раз. Значит, искра между клеммами пробежала.

Эммануэль Макрон и Илон Маск. Фото: Stéphane Lemouton / Pool-rea

Эммануэль Макрон и Илон Маск. Фото: Stéphane Lemouton / Pool-rea

Идей и разработок хватает. При «Долине» создан новый образовательный колледж. Там обучают совершенно новой и узкой специальности — инженер-аккумуляторщик. Это вам уже не техник в синем халате.

80% производства — в абсолютно сухих цехах. Влажность в 20% контролируется сверхсложной системой. Самое страшное слово здесь — пыль.

На авиасалоне в Бурже, проходящем сейчас под Парижем, представлена новейшая разработка батарей на основе лития, железа и фосфатов для самолетов. Она запускает турбины и обеспечивает энергией весь борт. А главное, она весит 6,5 килограммов вместо 16,5 нынешней свинцовой. Авиация борется за каждый килограмм. Средний вертолет экономит таким образом 25, а Аэробус А320 — 125 килограммов.

«Все говорит о том, что уже к 2025 году Европа столкнется с дефицитом сырья для производства аккумуляторов, — говорится в докладе Аннеми Туртельбум. — Конкуренция и без того жесточайшая, а в условиях взрыва спроса на сырье мы можем и не устоять».

Литий, кобальт, графит, никель и марганец, необходимые для производства батарей, в Европу приходится в большинстве своем импортировать. Еще в прошлом году Международное энергетическое агентство предупредило, что собственный литий закончится в Европе в 2025 году.

Кобальт добывают в Конго и в Чили. Но эти страны не входят ни в какие ЕС и им из Брюсселя не прикажешь. За разработку этих месторождений сейчас ведут борьбу Китай и США — главные участники рынка. Конго, к примеру, получит свою крошечную долю, но будет отчаянно торговаться.

Просто для понимания ситуации: несколько впечатлений от недавней поездки в Сенегал. Африканцы то ли не хотят, то ли не могут, — а скорее всего и то, и другое — что-то предпринимать. Менталитет таков: должен откуда-то появиться белый человек, построить автостраду или завод, желательно подарить и уйти. Мы же будем продолжать строить свои дома из органики и палок, покачиваться в гамаках и сидеть на табуретках около дома. На севере Сенегала, на шельфе, открыли месторождение нефти. Качать будут французы и американцы, а кто еще? Сенегал получит мизер за беспокойство и крошечную долю в концессии.

На шельфе между Намибией и ЮАР открыли месторождения, сравнимые с ОАЭ. На нефтяных платформах — флаги США и КНР. У местных нет ни средств, ни умений, ни желания, и этим отчаянно пользуются все.

«Сейчас с этими странами уже начаты переговоры, — говорится в докладе, — но на этой стадии Евросоюзу не удалось заключить договоры о свободной торговле с ними. Ко всему прочему, этих государств мало и практически везде мы констатируем, что режимы в них не стабильны».

Есть и такая идея: открыть собственные шахты в Европе. У Португалии, к примеру, тот же литий в закромах есть. Но с момента начала освоения до получения продукта проходит в среднем от 12 до 16 лет, а столько европейское производство аккумуляторов ждать просто не в состоянии.

Производство аккумуляторов требует большого количества энергии — электричества и газа, а только в первом квартале прошлого года цены на них подскочили на 60%. Получается, что вся цепь производства аккумуляторов в Европе подпилена в нескольких местах. В этих условиях им приходится воевать с Китаем, который контролирует 76% рынка батарей, с США, которые ввели протекционистские законы, и с Австралией, тоже серьезным игроком.

Неправительственная европейская организация «Транспорт и окружающая среда» подсчитала: иметь батарею на 100% Made in EU возможно уже к 2027 году. И 50% необходимого лития тоже можно добыть к этому сроку, причем одна только Франция может поставлять 12%. Для этого нужно всего ничего — чтобы все анонсированные в свое время проекты были доведены до ума и наконец закончены.